Основаниями для бонификации (независимо от срока действия охранного документа на момент его оценки) могут служить критерии:
- конкурентоспособности объекта;
- экономической эффективности использования объекта;
- объема и надежности правовой охраны объекта;
- степени новизны объекта и др. факторы.
Основаниями для скидки могут служить факторы риска, сопряженные с невысокой достоверностью исходных технико–экономических показателей, инструментальными ошибками при прогнозировании показателей эффективности использования оцениваемого объекта, низкой надежностью правовой охраны данного объекта и др. субъективными и конъюнктурными факторами.
2.3 Обязательная оценка
Условия проведения обязательной оценки:
- Определение стоимости объектов оценки, принадлежащих Украине, субъектам Украины или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
- Использование объектов оценки, принадлежащих Украине, субъектам Украины либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога.
- При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Украине, субъектам Украины или муниципальным образованиям.
- При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Украине, субъектам Украины или муниципальным образованиям.
- При передаче объектов оценки, принадлежащих Украине, субъектам Украины или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.
- При возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- при национализации имущества,
- при ипотечной кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки.
- При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.
- При выкупе или ином предусмотренном законодательством Украины изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.
- При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие некоторых статей Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Украины допускается с согласия собственника этого имущества.
Законодательство требует проведение денежной оценки также в случаях:
1. Когда номинальная стоимость прав или имущества как вклада учредителя в уставный фонд организации, учрежденной как общество с ограниченной ответственностью, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на дату представления документов для государственной регистрации.
2. Если номинальная стоимость прав или имущества, вносимых в оплату акций и иных ценных бумаг организации. Составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Безвозмездного получения объектов. Которые приходуются на бухгалтерских счетах организации в оценке по рыночной стоимости на дату оприходования, активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, данные о ценах, действовавших на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы.
Обмена при совершении бартерных сделок.
3. Международные и зарубежные стандарты оценки
Увеличение доли нематериальных активов в активах предприятий, все возрастающее значение нематериальных активов в формировании прибыли, привели к необходимости разработки единых стандартов учета и оценки нематериальных активов, в том числе и интеллектуальной собственности.
Стандартизация учета и оценки интеллектуальной собственности осуществляется по нескольким направлениям:
1. Формируется и корректируется единый понятийный аппарат учета и оценки объектов интеллектуальной собственности.
2. На международном уровне осуществляется стандартизация правового поля, по обмену и использованию объектов интеллектуальной собственности.
3. Создаются стандарты учета и оценки нематериальных активов (международные, государственные).
В 1973г. был образован Международный комитет по стандартам финансовой отчетности (МКСФО), цель которого заключалась в достижении согласованности принципов учета в частном секторе по всему миру. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) разработаны таким образом, что они применимы повсеместно, независимо от вида и масштаба деятельности.
МСФО 38 «Нематериальные активы», принятый Комитетом по МСФО в 1998 г., применяется в отношении всех видов нематериальных активов, кроме рассмотренных особо в других стандартах.
В рамках этого стандарта нематериальный актив (intangible assets, intagibles) представляет собой обособленный (идентифицируемый) неденежный актив, не имеющий физической формы, используемый компанией при производстве товаров или оказании услуг, для сдачи в аренду или в административных целях.
Особое внимание МСФО 38 уделяет идентифицируемости (обособляемости) нематериальных активов, что позволяет четко отличать объект нематериальных активов от гудвила, возникающего при объединении компаний.
Нематериальный актив включается в финансовую отчетность, если одновременно выполняются два условия: