Помимо вышеуказанных документов нотариусу необходимо представить указанную выше справку о внесении сведений о руководителе и бухгалтере (главном бухгалтере) соответствующего субъекта хозяйствования в Государственный реестр налогоплательщиков, выдаваемую налоговыми органами, поскольку согласно п. 12 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования нотариальное свидетельствование подлинности подписей и оттисков печати на карточках с их образцами для представления в учреждения банков допускается только при предъявлении вышеуказанного документа.
Что касается удостоверения образцов подписей вышестоящей организацией, следует отметить следующее. Однозначный вывод о том, является ли та или иная организация вышестоящей по отношению к владельцу счета, можно сделать далеко не всегда. Говорить о вышестоящей организации однозначно можно только в отношении государственных предприятий (организаций, учреждений), поскольку последние входят в структуру министерств, концернов, которые осуществляют в отношении указанных предприятий функции органа управления.
Многие полагают, что открытое акционерное общество, созданное в процессе приватизации и имеющее отношение к определенному государственному концерну, также имеет вышестоящую организацию. Однако высшим органом управления акционерного общества является собрание акционеров и вышестоящей организации у него не может быть в принципе.
Учредитель частного унитарного предприятия (будь то физическое или юридическое лицо) не является вышестоящей организацией по отношению к этому предприятию. Не является вышестоящей организацией и юридическое лицо по отношению к своему структурному подразделению (филиалу, представительству). В то же время в некоторых случаях, прямо предусмотренных Правилами открытия счетов, оно вправе удостоверять подлинность подписей на карточках обособленного подразделения (но не в качестве вышестоящей организации) - при открытии субсчета для аккумуляции выручки обособленному подразделению юридического лица, не выделенному на отдельный баланс и расположенному вне места нахождения предприятия.
3) Документы, подтверждающие, что владелец счета состоит на учете в налоговых и иных государственных органах:
- дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика (дубликат УНН). Он необходим при открытии (переоформлении) счетов, если иное не предусмотрено законодательством. Открытие нескольких счетов в банке по одному дубликату УНН, открытие счетов его по копиям, ксерокопиям не допускается. Запрещается внесение каких-либо изменений в дубликат УНН при открытии счета. Дубликат УНН действителен до закрытия счета в банке.
Процедура постановки на учет в инспекции Министерства по налогам и сборам регламентирована Положением о государственном реестре налогоплательщиков Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 1994 г. № 92 (в ред. постановления от 17 августа 2000 г. № 1282), а также Положением о порядке документаци-онного обеспечения ведения Государственного реестра налогоплательщиков Республики Беларусь, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам от 22 апреля 2002 г. № 49.
Для получения дубликата УНН в инспекцию Министерства по налогам и сборам направляется заявление установленной формы, в котором указываются: код и наименование учреждения банка, валюта и тип открываемого счета (для указания кодов банка, валюта и тип счета используются справочники, которые имеются в указанных инспекциях). Налогоплательщики должны учитывать, что за выдачу каждого дубликата УНН с них взимается плата в размере трех базовых величин;
- справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда. Справка Фонда необходима при открытии любого счета (за исключением ссудных, спецссудных, корреспондентских счетов, счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и счетов, предназначенных для учета средств Фонда), если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения в качестве плательщика страховых взносов регламентирован Инструкцией о порядке регистрации (перерегистрации) и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты, утв. постановлением правления Фонда социальной защиты населения и Министерства социальной защиты от 30 марта 2001 г. № 1/2.
Согласно данному нормативному акту после регистрации в органах Фонда плательщику на основании заявления установленной формы о выдаче справки в банк выдается соответствующая справка для представления в банк с отрывным талоном «извещение банка».
В том случае, если в банке открыт текущий счет, для открытия иных счетов, как правило, дополнительно необходимо представить: заявление, дубликат УНН, справку Фонда.
Физическое лицо для открытия счета представляет в банк:
- заявление на открытие счета по форме, установленной банком,
- документы, удостоверяющие личность физического лица (паспорт или заменяющий его документ).
Физические лица - нерезиденты при открытии счетов дополнительно представляют документ, подтверждающий согласие национального (центрального) банка государства нерезидента на открытие счета, если требование о представлении данного документа содержится в соглашении об организации расчетов, заключенном между Национальным банком Республики Беларусь и национальным (центральным) банком страны нерезидента.
Закрытие счета
Обязательства по договору текущего (расчетного) банковского счета подлежат прекращению по требованию владельца счета в течение срока, установленного соглашением сторон (ст. 210 БК).
Банк вправе прекратить обязательства по договору текущего (расчетного) банковского счета при отсутствии денежных средств на этом счете в течение трех месяцев со дня последнего списания денежных средств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При прекращении обязательств по договору текущего (расчетного) банковского счета остаток денежных средств на этом счете по требованию его владельца выдается или может быть перечислен на другой указанный им счет в срок, установленный соглашением сторон.
Часть 1 ст. 210 БК закрепляет за владельцем счета безусловное право расторгнуть договор банковского счета в любое время.
Таким образом, в случае отказа банка от расторжения договора или уклонения от согласования срока его расторжения клиент вправе предъявить к банку иск о расторжении договора.
При рассмотрении данного вопроса следует разграничить такие понятия, как расторжение договора и закрытие счета.
Расторжение договора является действием юридическим, а закрытие счета - фактическим. Кроме того, первое с неизбежностью влечет второе.
На практике же клиент направляет банку заявление о закрытии счета, а не о расторжении договора. Учитывая природу данного вида договора и то, что его действие без наличия счета становится невозможным, полагаем, что вышеуказанное заявление клиента следует рассматривать именно как волеизъявление расторгнуть договор банковского счета. При этом следует учитывать, что клиент не обязан пояснять причины закрытия счета, однако он вправе это сделать, указав, что закрытие счета производится в связи с переходом его на обслуживание в другой банк, в связи с ликвидацией юридического лица и т.п.
Учитывая, что банк занимает в данном правоотношении несколько привилегированное положение, БК предоставляет ему право расторгнуть договор только в одном случае - при отсутствии денежных средств на этом счете в течение трех месяцев со дня последнего списания денежных средств. Банк вправе расторгнуть договор и в иных случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором.
Эти случаи предусмотрены Правилами открытия счетов, которые допускают закрытие счета по инициативе банка в следующих случаях:
- в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжения счетом;
- при отсутствии средств на счете либо записей по счету в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);
- в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- в других случаях, предусмотренных законодательством и договором банковского счета.
Анализируя ст. 210 БК, можно сделать вывод, что законодатель имел в виду расторжение банком договора в одностороннем порядке. Это означает, что банк может закрыть счет по указанным основаниям, не получив согласия клиента. Что касается процедуры прекращения действия договора в таком случае, то в п. 19 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договора» указано, что для одностороннего отказа от исполнения договора, если такая возможность предусмотрена законодательством или договором, достаточно уведомления об этом другой стороны. Согласия другой стороны на расторжение договора, а также обращения с соответствующим требованием в хозяйственный суд в таких случаях не требуется.
При этом договор считается расторгнутым с момента получения другой стороной соответствующего уведомления либо по истечении срока предупреждения, предусмотренного законодательством, если иной срок не установлен уведомлением, соглашением сторон либо законодательством.
Сочетание частно-правового и публично-правового регулирования рассматриваемых правоотношений приводит к следующей коллизии. С одной стороны, банк, получив заявление клиента о расторжении договора и расторгнув с ним договор, должен закрыть клиенту счет. С другой - закрепленная подзаконными нормативными актами необходимость согласования закрытия счета с государственными органами не позволяет банку совершить это действие без получения соответствующего согласования.
Исходя из содержания п. 54 Правил открытия счетов, для закрытия счета необходимо соблюдение по меньшей мере трех условий:
а) на счет не наложен арест;
б) отсутствуют предписания уполномоченных органов о приостановлении операций по счету;
в) отсутствует задолженность Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (данный факт подтверждается справкой Фонда, которую должен получить клиент и представить в банк, но в ряде случаев (кроме закрытия счета по инициативе клиента) банк вправе самостоятельно истребовать указанную справку непосредственно от органов Фонда).
В то же время клиент, который намерен закрыть счет в одном банке и открыть его в другом, не сможет этого сделать в силу того, что до закрытия прежнего счета инспекция Министерства по налогам и сборам не выдаст ему документы, необходимые для открытия нового.
Таким образом, вполне возможна ситуация, когда клиент предъявит к банку иск о понуждении его к совершению фактических действий по закрытию счета. Полагаем, что в такой ситуации к участию в деле должны быть привлечены государственные органы, согласие которых требовалось для закрытия счета. Если банк выполнил все необходимые действия для согласования закрытия счета (направил соответствующие уведомления), но уполномоченные на то органы не дали согласия (если оно требовалось), в иске к банку должно быть отказано.
Порядок перехода на обслуживание в другой банк таков. Сначала клиент должен написать заявление на имя руководителя обслуживающего банка о закрытии счета в связи с переходом на обслуживание в другой банк. Практика пошла по тому пути, что прежде чем направить это заявление в банк, в котором находится счет данного лица, необходимо получить на данном заявлении резолюцию (скрепленную печатью) руководителя избранного этим субъектом банка (его филиала, отделения). Как мы уже указывали, для расторжения договора банковского счета достаточно одностороннего волеизъявления клиента.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Правилами открытия счетов документы, находящиеся в деле по открытию счета, передаются во вновь избранный клиентом банк. Исключение составляют: заявление на открытие счета; карточки с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; дубликат УНН; справки Фонда социальной защиты. Таким образом, из одного банка в другой передаются по общему правилу лишь учредительные документы и свидетельство о государственной регистрации.
При этом в случае, когда, например, текущий счет в белорусских рублях остается там, где и был ранее, а текущий валютный счет переводится в другой банк (или наоборот), учредительные документы во вновь избранный банк не передаются.
Исходя из того, что указанные выше документы остаются в прежнем банке, а они являются необходимыми для открытия счета во вновь избранном, следует по возможности заблаговременно получить документы, необходимые для открытия счета (дубликат УНН и др.).
Клиент в течение согласованного срока перехода на обслуживание в другой банк должен представить принимающему банку документы, необходимые для открытия счета в соответствии с требованиями Правил открытия счетов.
Ряд существенных особенностей имеет процедура расторжения договора и закрытия счета при ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган юридического лица, принявшие решение о его ликвидации, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). Согласно п. 3 ст. 58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или его орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу.
Таким образом, лицо, являвшееся руководителем юридического лица и обладавшее правом распоряжения счетом, утрачивает эти полномочия со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Счет ликвидируемого юридического лица переоформляется «на имя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» (п. 52 Правил открытия счетов). Полагаем, что говорить о переоформлении счета на имя ликвидационной комиссии не совсем верно, поскольку юридическое лицо по-прежнему существует, а к ликвидационной комиссии переходят лишь функции по управлению этим лицом.
Во всяком случае, Правила открытия счетов предусматривают необходимость представления в банк ряда документов для совершения этой процедуры и лишь после того, как ликвидационная комиссия завершит свою работу, счет закрывается по ее заявлению.
Страницы: 1, 2