Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам.

Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Материальное и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовала предмету регулирования – ведь в конституции определяются основы общественного и государственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило бы рассматривать как нетипичную случайность. Нормы, не входящие в собственную область конституционного регулирования, можно назвать конституционными второго порядка. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иные отношения, чем указанные выше.

Такие нормы характерны для зарубежных конституций, главным образом принятых после Второй мировой войны. Они обычно отсутствовали в актах первого периода конституционного развития, т.е. до Первой мировой войны. В них никогда не было что-либо лишнего, выходящего за пределы собственно конституционного регулирования. Ярким примером такого акта является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г., дожившая до наших дней.

Правовые положения второго порядка встречаются теперь и в странах, обладающих длительными конституционными традициями (примером могут служить положения о финансах в ст. 105-115 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.).

Конституция Греции 1975 г. также содержит развернутые нормы о налогообложении (ст. 78–80), а новая Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г., следуя устоявшейся традиции включать названные нормы второго порядка, таковых содержит достаточное число. В новом акте остались нормы, правда, в сокращенном виде по сравнению с Конституцией 1874 г., которые с точки зрения представлений о содержании этих актов не должны находиться в тексте.

В то же время некоторые новые конституционные акты ограничиваются классическим перечнем норм, не включая чего-либо выходящего за пределы традиционного конституционного регулирования. Примером может служить Основной закон для Королевства Нидерландов 1815 г. после его полного пересмотра в 1983 г.

Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более нормативных актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Высшая юридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае, не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию.

Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой.

Для того, чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция – юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция – лишь слепок существующей ситуации.


Глоссарий

Новое понятие

Содержание

1

Институт права

- это обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное отношение

2

Консти-туционное право как отрасль права

- это система правовых норм, устанавливающих и гарантирующих основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющие государственное устройство страны, ее территориальную организацию, основы организации гражданского общества, государственной власти, местного самоуправления

3

Конституция РФ

- главный источник конституционного права

4

Отрасль права

- совокупность юридических норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием

5

Норма права

- общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы

6

Подотрасль права

- родственные институты одной и той же отрасли права

7

Право

- система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на основе справедливости и закона

8

Право-отношения

- охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников

9

Структура конституции

- принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения

10

Система

- нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей

11

Юридические факты

- конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношения


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1        Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

2        Федеральным конституционным законом РФ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [текст] (изм. от 31.10.2005) // Парламентская газета. 20.12.2001. № 238-239 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

3        Федеральный закон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [текст] // Российская газета. 2000. 8 августа // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

4        Федеральный закон РФ от 4.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [текст] // Собрание законодательства РФ. 09.03.1998. № 10. Ст. 1146 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

5        Указ Президента РФ от 15.10.1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» [текст] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 18.10.1993. № 42. Ст.3995 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

Научная литература

6        Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

7        Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран [текст]: учеб. пособие. – М.: РОСБУХ, 2009. – 144 с.

8        Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

9        Конституционное право России [текст]: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

10    Конституционное право России [текст] / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.

11    Конституционное право [текст]: учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявского. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - 416 с.

12    Корнеева Н.В. Конституционное право России [текст]: учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2009. – 176 с.

13    Конституция Федеративной Республики Бразилии [текст] // Право и жизнь. 1998. № 16.

14    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

15    Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России [текст]: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 180 с.

16    Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст]: учебник. Т.4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. Б.А.Страшун. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 656 с.

17    Майфет Ю.Ю., Фролова М.А. Конституционное право зарубежных государств [текст]. – М.: Юристъ, 2006. – 192 с.

18    Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.

19    Смоленский М.Б., Иванников И.А. Конституционное право зарубежных стран [текст]. – М.: Дашков и К, 2009. – 336 с.

20    Чиркин В.Е. Конституционное право России [текст]: учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 448 с.

21    Чиркин В.Е. Основы государственной власти [текст]. – М.: Юристъ, 1996. – 112 с.

22    Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [текст]. – М.: Юристъ, 2007. – 607 с.

23    Яценко И.С. Конституционное право РФ [текст]. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 496 с.



Приложение А


 













Заключительные и переходные положения

 

Раздел второй

 

Глава 1. Основы конституционного строя – ст.1-16

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина – ст.17-64

Глава 3. Федеративное устройство – ст.65-79

Глава 4. Президент Российской Федерации – ст.80-93

Глава 5. Федеральное Собрание – ст.94-109

Глава 6. Правительство Российской Федерации – ст.110-117

Глава 7. Судебная власть – ст.118-129

Глава 8. Местное самоуправление – ст.130-133

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции – ст.134-137

 

Главы

 

Раздел первый

 

Преамбула

 
Приложение Б



















Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты