Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости[18].

Учитывая специфику воинской службы, заключающуюся в подчиненности личного состава своим командирам и ответственности последних за действия первых, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) наряду с основаниями привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности выделяются также и обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего.

1. Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:

во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира[19];

в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения[20];

при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред[21];

в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный[22];

при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия[23];

в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом положений абзаца пятого настоящего пункта[24].

2. Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности:

в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

если его действие (бездействие) не является противоправным или виновным, в том числе по основаниям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного пунктом 8 статьи 28.2 настоящего Федерального закона;

в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;

в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).


2.2 Полномочия различного рода начальников при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности


По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, командир проводит разбирательство. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка[25].

Разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы.

Порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка)[26].

В Общевоинком Уставе Вооруженных сил РФ и Федеральном Законе “О статусе военнослужащих“, указаны полномочия различного рода командиров, при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Данные полномочия отличаются по тяжести и характеру действия, т.к. целиком зависят от звания и должности командира налагающего ответственность на своего подчиненного. За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы,командиры могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

выговор;

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест.


Заключение


Дисциплинарная ответственность довольно сложный и противоречивый вил ответственности, который вызывает множество различных споров и конфликтов, возникающих, как правило, между начальником и подчиненным по поводу её применения. Проведя комплексный анализ данных правоотношений, следуя целям и задачам моей работы, мы пришли к следующим выводам:

·                   Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению, а под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки).

·                   за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, однако это в предусмотренных законом случаев не исключает применения к ним иных видов ответственности.

·                   Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке предусмотренном ФЗ “ О статусе военнослужащих”.

·                   За дисциплинарные проступки на военнослужащих могут накладываться различные меры ответственности начиная от выговора и заканчивая дисциплинарным арестом.

Таким образом считаю поставленные перед собой цели и задачи достигнутыми в полном объеме и в дальнейшем целесообразным было бы дальнейшее совершенствование данного института права, устранения из него пробелов и коллизий, а так же более подробной регламентации компетенции начальника в этой области во избежании превышения ими своих полномочий.



Список литературы и нормативно- правовых актов

1.        Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.

2.        Общевоинский Устав Вооруженных Сил РФ (ред. 2008 г.)

3.        Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998г. N 76

4.        Дисциплинарный Устав ВС РФ.

5.        Журнал “Военное право”

6.        Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова

7.        Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих".

8.        Большая советская энциклопедия.

9.        Учебное пособие: “ Воинская дисциплина и средства ее укрепления”.

10.    Диссертация доктора юридических наук Артамонова Н.В. Правовой статус советских военнослужащих.


 Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М., 2005

 Драгомиров М.И. Дисциплина, субординация, чинопочитание: Избранные труды. М., 1956. С. 383.

3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 2. С. 89.

 


 Толковый словарь русского языка. Т. 2. С. 107.

 Толковый словарь русского языка. Т. 2. С. 107.

 Толковый словарь русского языка. Т. 2. С. 107.

 Большая советская энциклопедия. Т. 14. С. 263.

 Подробнее об этом см.: Белявский В.Г. Советская воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления: Учебное пособие. М., 1973. С. 11-16.

 Следует учитывать, что за ряд административных правонарушений, не относящихся к военно-служебным, военнослужащие привлекаются в силу закона к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП РФ).

 Кузнецов Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР: Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1982. С. 82, 83.

 Гавриков Ф.К. Общевоинские уставы. М., 1969. С. 16.

 Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1986. С. 300.

 ст. 29 УВС ВС РФ

 ст. 8 ДУ ВС РФ.

3 ст. 48 ДУ ВС РФ

 


 ст. 86 ДУ ВС РФ.

 гл. 3 ДУ ВС РФ

 Статья 28.2 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)

2 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)

.

 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) п.2

2 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) п.3

 


 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) п.4

2 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) п.5

3 Статья 28.3 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)

 


 


 ст. 28.8 ФЗ “О статусе военнослужащих”

 ст. 28.8 ФЗ “О статусе военнослужащих”


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты