Из п. 29 Положения № 1823 следует, что оплату труда руководителей преддипломной практики студентов должен производить вуз, независимо от того, обучаются студенты по дневной или заочной форме обучения. Из компетентных источников известно, что в 2009 г. средства для оплаты труда руководителей преддипломной практики студентов-заочников из республиканского бюджета отдельным вузам не выделялись, а у бюджетных организаций, в которых проходила преддипломная практика студентов-заочников, не было оснований для планирования и получения средств из бюджета на эти цели.
Оплата труда работников бюджетных организаций за руководство производственной практикой студентов вузов (независимо от того, оплату производит вуз или организация, в которой студенты проходят практику) производится по ставкам почасовой оплаты труда. Количество часов для оплаты труда руководителей практики зависит от численности студентов (табл. 2 и табл. 3). Оплата производится ежемесячно пропорционально сроку проведения практики, определенному для каждой специальности (специализации) в учебных планах.
Таблица 2
Количество часов для оплаты труда руководителя практики, осуществляющего ее общее руководство
Количество студентов за весь период практики |
Количество часов |
от 11 до 20 |
25 |
от 21 до 30 |
30 |
от 31 до 40 |
40 |
от 41 до 50 |
45 |
Таблица 3
Количество часов для оплаты труда руководителя практики, осуществляющего ее непосредственное руководство в структурных подразделениях организации
Количество студентов |
Количество часов |
до 4 |
4 часа в неделю |
от 5 до 7 |
8 часов в неделю |
от 8 до 10 |
12 часов в неделю |
Ставки почасовой оплаты труда работников бюджетных организаций за руководство производственной практикой студентов вузов приведены в таблице 4 «Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях, финансируемых за счет средств бюджета» приложения 24 «Тарифные разряды и коэффициенты межотраслевых организаций, находящихся на бюджетном финансировании» к постановлению № 6 (извлечение см. в табл. 4).
Таблица 4
Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях, финансируемых за счет средств бюджета
Контингент обучающихся |
Ставка почасовой оплаты труда (в процентах от тарифной ставки 1-го разряда) |
||
Профессор, доктор наук |
Доцент, кандидат наук |
Лица, не имеющие ученой степени |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Студенты |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
Лекции, консультации и экскурсии, проводимые работниками, не являющимися руководителями производственной практики, оплачиваются вузами на основании выставленных счетов. Оплата производится за счет средств, предусмотренных на производственную практику, исходя из фактически затраченного времени по порядкам и ставкам почасовой оплаты, установленным законодательством для вузов.
Проезд студентов, обучающихся с отрывом от производства, направляемых к месту прохождения практики и обратно железнодорожным, автомобильным или водным транспортом во внутриреспубликанском (междугородном) и международном сообщениях, оплачивается за счет вузов, а в городском и пригородном сообщениях оплачивается студентами за свой счет.
За период прохождения производственной (педагогической) и учебной практики, связанной с выездом с местонахождения вуза, студенты получают суточные в размере 10 % базовой величины за каждый день, в том числе за время нахождения в дороге до места практики и обратно. Студентам, принятым на оплачиваемую работу на период прохождения практики вне места нахождения учебного заведения, суточные не выплачиваются. Такой порядок установлен п. 6 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 28.02.1995 № 106 «О мерах по социальной поддержке населения» (с учетом изменений, внесенных в п. 6 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2002 № 949) (далее - постановление № 106).
Для получения суточных студент по окончании практики должен представить в бухгалтерию вуза:
- справку с места практики о том, что на время прохождения практики он не был зачислен на оплачиваемую должность;
- направление на практику, оформленное в установленном порядке (с отметками о выбытии из вуза, прибытии на место практики, выбытии с места практики и прибытии в вуз).
Расходы на проезд возмещаются студенту на основании представленных в бухгалтерию вуза проездных билетов к месту практики и обратно. Даты билетов должны совпадать с датами начала и окончания практики согласно приказу о направлении на практику.
Обратим внимание, что в п. 31 Положения № 1823 и в постановлении № 106 не упоминается о том, что проезд студентов и суточные оплачиваются лишь студентам, обучающимся на бюджетной основе. Однако на практике названные расходы возмещаются только студентам-бюджетникам.
Полагаем, что студентам, обучающимся на платной основе, расходы по проезду и суточные также должны возмещаться, если они включены в плановую калькуляцию при формировании стоимости платного обучения. Убедиться в этом можно, изучив прилагаемые к расчету стоимости обучения расшифровки соответствующих статей затрат, включенных в плановую калькуляцию, согласно приложению к Инструкции о стоимости платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.04.2006 № 38 (с изменениями от 02.06.2009).
Вуз оплачивает также командировки преподавателей, выезжающих для руководства практикой.
Расходы на организацию производственной практики (суточные, проживание, проезд, виза, медицинская страховка) студентов, обучающихся за счет средств республиканского бюджета по специальностям внешнеэкономической деятельности, продолжительностью до двух месяцев в представительствах белорусских субъектов хозяйствования и коммерческих организациях, созданных с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь за границей, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Оформление документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей практики от организации
Перечни документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей практики от бюджетной организации, в которой студенты проходят практику, в случаях, когда оплату труда производит эта бюджетная организация, а также вуз, приведены в табл. 1.
Типовых форм документов, перечисленных в табл. 1, не имеется.
Формы договоров на проведение практики студентов вузов; договоров гражданско-правового характера, заключаемых между вузами и работниками организации, осуществляющими руководство практикой; актов приемки выполненных работ по договорам гражданско-правового характера разрабатывают сами вузы. Формы названных документов, разработанных, например, Белорусским государственным экономическим университетом, размещены на сайте университета www.bseu.by.
Напомним, что обязанность по заключению договоров гражданско-правового характера с работниками организаций, в которых студенты проходят практику, предусмотрена законодательством (Положением № 1823). Например, если в бухгалтерию больницы направлена на преддипломную практику студентка вуза, обучающаяся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», вуз обязан заключить договор гражданско-правового характера с главным бухгалтером больницы на руководство практикой этой студентки. Получается, что главный бухгалтер больницы в свое основное рабочее время будет оказывать услугу вузу и получать за это от него вознаграждение.
Обратим внимание, что при заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (с изменениями от 25.06.2009).
Кроме того, в соответствии с подп. 3.19 п. 3 ст. 3 Закона о налогах на доходы и прибыль к учитываемым при налогообложении затратам на оплату труда относятся в том числе и суммы вознаграждения гражданам за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с гражданами за выполненную работу (оказанную услугу) производятся непосредственно самой организацией. При этом размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов.
Обязательно ли для целей налогообложения наличие сметы по договорам подряда? Ответ на этот вопрос изложен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.03.2009 № 2-2-18/247 «О налогообложении», согласно которому для целей налогообложения наличие сметы на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным, кроме договоров подряда, работы (услуги) по которым однофункциональные и не требуют расшифровки (перечисления) составляющих их видов работ при условии, что в договоре указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Исходя из вышеизложенного, суммы начисленного вознаграждения гражданам за выполненные ими работы (оказанные услуги) по заключенным с ними договорам подряда в некоторых случаях не могут быть отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, если отсутствует смета.
Обратим внимание, что наличие сметы является также обязательным условием для определения размера вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) гражданами по договору подряда для отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета в соответствии с подп. 14.1.24 п. 14 Основных положений.
При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать также нормы законодательства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исчерпывающий перечень граждан, чья жизнь или здоровье подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен в п. 243 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (с изменениями от 25.06.2009). В этот перечень включены граждане, работающие по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя (другими словами, граждане, работающие по гражданско-правовому договору под контролем страхователя за безопасным ведением работ).