Региональные механизмы защиты прав человека.
В 1949 г. в Европе был создан Совет Европы. Правом членства в нем обладают только те страны, которые соблюдают права человека. Ныне Совет Европы объединяет более 40 государств, включая многие пост советские. Основными структурами Совета являются Парламентская Ассамблея, Комитет министров, Конгресс местных и региональных властей Европы, Европейский суд по правам человека и Комитет независимых экспертов. Важнейшие документы Совета – Конвенция о защите прав человека и основных свобод и его дополнения, Европейская социальная хартия.
Европейский союз. Это Сообщество (выше объединяет 25 государств Европы) является крупнейшим «игроком» на мировой экономической и политической арене. Огромное внимание Евросоюз уделяет также развитию и защите прав человека. В этом направлении работают главные органы ЕС – Еврокомиссия, Совет Евросоюза, Европарламент, Евросуд. Защиту прав и свобод человека осуществляют также особые инстанции ЕС – политическая комиссия Ев-ропарламента и европейский омбудсмен. Успеху деятельности омбудсмена способствует ее прозрачность, доступность каждому гражданину Евросоюза, поскольку на официальном сайте омбудсмена ежегодно помещаются годовые отчеты1. К тому же свою жалобу можно отправить по электронной почте непосредственно в офис омбудсмена. О результативности работы омбудсмена говорит тот факт, что в 2004 г. он получил 3726 заявлений, из которых примерно 70% были удовлетворены. Большая часть жалоб граждан ЕС касается деятельности Еврокомиссии, так как ее решения оказывают влияние на права граждан.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который в качестве одной из своих целей провозгласил уважение прав и основных свобод человека. Позже, в 1994 г. Совещание было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Эта организация имеет собственный контролирующий орган – БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), а также Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и председателя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. ОБСЕ проводит значительную работу по реализации, прежде всего, гражданских и политических прав человека, включая проблемы демократизации государственной и общественной жизни, человеческого измерения, свободы прессы, избирательных прав, предотвращения конфликтов и прочее. В качестве примера можно привести деятельность миссии ОБСЕ в Кыргызстане на президентских и парламентских выборах, в реализации принципа свободы печати и прочее1.
Организация Американских государств объединяет 35 стран Южной и Северной Америки. Однако, несмотря на почти пятидесятилетнюю свою историю, ОАГ значительного вклада в защиту прав и свобод человека не внесла.
Африканский союз. Б него входит более пятидесяти государств. В 1981 г. они приняли основополагающий документ – Хартию прав и свобод человека, посвященный вопросам самоопределения, достижения подлинного суверенитета, социально-культурного развития и т.д. Известно, что многие страны Африки прослыли «заповедниками» массовых нарушений прав и свобод человека, которые приводят к многотысячным жертвам. Тем не менее, все попытки привлечь государства к ответственности за грубые нарушения, как правило, ничем не заканчиваются.
Содружество Независимых Государств (СНГ). К сожалению, эта организация за годы своего существования ничем примечательным себя не зарекомендовала в сфере прав и свобод человека. Конвенция о правах и основных свободах человека стран СНГ (1995 г.) оказалась нежизнеспособной, ввиду отсутствия механизмов реализации.
3.2 Права человека в КР
За годы независимости Кыргызстан стал участником многих международных документов по правам и свободам человека, в том числе (в скобках указан год присоединения к документу Кыргызстана):
- Факультативного Протокола к Международному Пакту «О гражданских и политических правах» (1994 г.);
- Женевской конвенции о беженцах и Нью-Йоркского Протокола касающегося статуса беженцев (1996 г.);
- Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1996 г.);
– Конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1996 г.);
- Факультативного Протокола к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (2002 г.);
- Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (2000 г.);
- Факультативного Протокола к Конвенции «О правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» (2000 г.);
- Хартии Шанхайской организации сотрудничества» (2003 г.) и многих других.
Многие положения этих документов нашли отражение в Конституции Кыргызстана. В ней подчеркивается, что вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью законодательства Кыргызской Республики.
Правам человека посвящены многие статьи Конституции. Основные права и свободы человека, говорится в документе, принадлежат каждому от рождения. Они признаются абсолютными, неотчуждаемыми и защищаются законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Конституция устанавливает равенство всех перед законом и судом. Дискриминация по каким-либо мотивам и соображениям не допускается. Конституция включает перечень различных прав человека, включая
- право на жизнь;
- на свободу и личную неприкосновенность;
– на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;
– на неприкосновенность частной жизни;
– на уваэ / сение и защиту чести и достоинства;
- на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений;
- на свободу мысли, слова и печати;
– на свободу совести;
– на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории КР и прочее.
Что касается обязанностей иностранцев и лиц без гражданства, то они несут их на основании, условиях и в порядке, предусмотренных законами и международными /договорами и соглашениями КР.
Граждане Кыргызстана обладают большими по сравнению с находящихся на территории КР иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и обязанностями. Так, граждане республики имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме и т.д.
Важно отметить, что перечисление нрав и свобод, закрепленных в Конституции, не является исчерпывающим и не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
В целях защиты прав человека, Конституция запрещает издавать законы, отменяющие или ограничивающие права и свободы человека. Ограничения в осуществлении прав и свобод допускается Конституцией и законами Кыргызской Республики лишь в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом существо конституционных прав и свобод не может быть затронуто.
Положения Конституции о нравах и свободах человека конкретизируются в законах Кыргызской Республики, Постановлениях Правительства, ведомственных нормативно-правовых актах, например, в законах «О государственной границе», «О Пограничной службе», «О внешней миграции», «О беженцах» и других.
Органы пограничного контроля сталкиваются со специфическими правами лиц, пересекающих государственную границу, в том числе с правами уязвимой категории лиц, требующих особой международно-правовой защиты ~ беженцев1.
Какие же это права? Что защищает в данном случае международное право и национальное законодательство? Прежде всего, это право пересечения государственной границы при выполнении определенных требований гражданами республики и иностранцами. Например, гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться. Ограничение этого права допускается только на основании закона. Другой пример. Кыргызская Республика может предоставлять право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства по мотивам нарушения прав человека. Это чрезвычайно важная норма, поскольку речь идет об уязвимой категории лиц, вынужденных ввиду угрозы жизни и здоровью покинуть свою страну и искать международной защиты.
Важными правами лиц, пересекающих границу, являются право на свободу и личную неприкосновенность, па обжалование административного и уголовного задержания, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей и прочее.
Поэтому все действия военнослужащих органов погранконтроля, выходящие за рамки правовых положений, являются неправомочными. Допустим, не пропуск через государственную границу лиц по основаниям, не предусмотренных нашим законодательством. К сожалению, к нарушению прав граждан на свободу выезда иногда побуждают некоторые законодательные формулировки. Так, статья 40 закона КР «О внешней миграции» допускает выезд за границу несовершеннолетних граждан (до 18 лет) нашей республики по нотариально удостоверенному ходатайству законных представителей. Этой статьи придерживается и Управление паспортно-визовой работы МВД при оформлении документов на выезд и органы пограничного контроля при пересечении несовершеннолетними государственной границы Кыргызской Республики. Но выезжающие считают, что для выезда за границу достаточно доверенности, предъявленной в УПВР МВД. Поэтому в пункт пропуска они прибывают без доверенности, что служит основанием для не пропуска их через границу КР. В результате возникает конфликтная ситуация, которая иногда заканчивается в суде.
Заключение
В заключении необходимо отметить что, в международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.
Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав;
в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.
Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой защиты.
В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности. Этот комплекс однородных норм, объединенных предметом регулирования и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наименования: «международная защита прав человека», «международное сотрудничество в обеспечении прав человека», «права человека и международное право» (либо просто «права человека»). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокупность норм. А формулировка: «Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм…» – допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение «право прав человека», но такое словосочетание вряд ли удачно.
В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин «международное гуманитарное право».
Список использованной литературы
1. Бобров Р.Л., МалининС. А. Организация Объединенных Наций (Международно-правовой очерк). Л., 1960;
2. Клеандров М.И. Экономический Суд СНГ: статус, проблемы, перспективы. Тюмень, 1995;
3. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация? // Государство и право. 1994.
4. Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций: Разработка текста Устава ООН (1944–1945 гг.). М., 1960;
5. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988;
6. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995;
7. Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994;
8. Международные организации системы ООН / Отв. ред. В.Ф. Петровский. М., 1990;
9. Пустогаров В.В. СНГ – международная региональная организация // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994;
10. Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. М., 1976;
11. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: Право и институты. М., 1992;
12. Федоров В.Н., Ефимов Г.К. О ОН и проблема адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992.
13. Фисенко В.Н., Фисенко И.В. Хартия сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1993.
14. Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. М., 1986;
1 Бобров Р. Л.,МалининС. А. Организация Объединенных Наций (Международно-правовой очерк). Л., 1960;
1 Клеандров М. И. Экономический Суд СНГ: статус, проблемы, перспективы. Тюмень, 1995;
[1] Ermacora F. Rechtsquellen zu den Grundfreiheiten und Menschenrechten in 6'sterreich. Wien, 1988.
Подробнее см.: Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992.
[2] Vasak K. The Council of Europe/The International Dimensions of Human Rights. Paris, 1982. Vol. 2.
[3] Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989.
[4] Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. 30 января 1992 //Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993.
[5] Подробнее см.: Newman P., Weissbrodt D. International Human Rights: Law, Policy and Process. Cincinatti, 1990.
[6] Об этом решении Суда см.: Shelton D. Judicial Review of State Action by International Courts/Fordhame International Law Journal 1989. Vol. 12. № 3. Spring.
1 Костенко М. Л., Лавренова Н. В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация? // Государство и право. 1994.
1 Крылов С. Б. История создания Организации Объединенных Наций: Разработка текста Устава ООН (1944— 1945 гг.). М., 1960;
1 Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988;
1 Маргиев В. И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995;
1 Международные организации / Под ред. И. П. Блищен-ко.М., 1994;
[7] Buergenthal T. The American Convention on Human Roghts: an/illusion of Progress/Miscellanea W. J. Ganshef der Meersch. P. 1971. Vol. 1.
[8] Buergenthal T. International Systems for the Protection of Human Rights/Human Rights in International Law: Legal and Policy Issues. Oxford, 1984. Vol. 2.
[9] Keba M. Baye and Birame Ndiaye The Organization of African Unity (OAU)/The International Dimensions of Human Rights. Vol. 2. P.
[10] Теория государства и права. М., 1970.
[11] Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972.
1 Международные организации системы ООН/Отв. ред. В. Ф. Петровский. М., 1990;
1 Пустогаров В. В. СНГ — международная региональная организация // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994;
1 Семенов В. С. Вооруженные силы ООН. М., 1976;
1 Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: Право и институты. М., 1992;
1 Федоров В. Н., Ефимов Г. К. О ОН и проблема адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13