Права и обязанности детей
Содержание
Введение
1. Историческая справка
2. Личные права несовершеннолетних детей
3. Имущественные права несовершеннолетних детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Задача создания в России правового государства вряд ли скоро утратит свою актуальность. Очевидно, что правовое государство должно состоять из граждан, уважающих дух и букву закона. После того, как наше государство встало на демократический путь развития, граждане получили возможность жить в правовом поле жизнедеятельности общества, что предполагает элементарную юридическую грамотность населения. Это означает то, что, имея, зная и реализуя свои права, они могут быть достойными представителями самих себя. Однако, как отмечает первый заместитель министра образования РФ В. А. Болотов, «последние исследования показывают, что лишь 20 – 25% российских школьников готовы жить в соответствии с правовыми нормами».
В то же время, проведенное масштабное исследование о необходимости школьного правового образования (охвачено 32 школы в 8 регионах России, в том числе и проведенный нами опрос в нашей школе) показало, что 66% респондентов отметили, что право больше всего пригодится им в жизни. При этом среди 35 правовых тем на I место поставлена тема «Права человека. Права ребенка. Права учащегося».
Такое противоречие становится понятным, если учесть, что с самого раннего детства многие дети лишены родительской любви и мало что знают о своих правах, обязанности, о возможности наказания за их невыполнение.
Реалии настоящего момента показывают, насколько часто попирается данное естественное право. За последние 10 лет во много раз увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1992 году был выявлен лишь 61 ребенок, то на сегодняшний день выявлено 133 ребенка, но это еще не конечный результат. Как показывает жизнь, большинство из этих детей лишились родительской заботы по вине последних. Эти слова лишь подтверждает тот факт, что в 1992 году в отношении 24 детей по решению суда 18 родителей были лишены родительских прав, сегодня 88 родителей лишены родительских прав в отношении 104 детей. Эту картину дополняет и то, что сегодня в городе Белово выявлено неблагополучных семей до 540, в которых проживают 860 детей.
А ведь неблагополучие в семье – это основная причина становления детей на путь совершения преступлений, административных правонарушений, их безнадзорности. И это подтверждают данные о том, что на учет в подразделении по делам несовершеннолетних УВД г. Белова за факты правонарушения насчитывается около 278 в 2003 г.
Наблюдаются тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За 1995 -2004 гг. количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних.
При этом в настоящее время на территории РФ существует достаточно большое количество нормативных актов по данному вопросу: Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, Семейный кодекс и другие нормативные акты РФ, Закон Кемеровской области 2001г. «Об уполномоченном по правам ребенка при губернаторе». Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ООН о правах ребенка.
В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему на мой взгляд, необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, на мой взгляд, должна лежать на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет
Таким образом, следует создать целостную систему воспитания полноправного гражданина РФ. Она может иметь следующий вид.
I этап. Правовое воспитание детей. За это ответственными являются в первую очередь родители, школа, общественные организации. На этом этапе дети должны узнать и научиться применять свои права, а также учиться быть ответственными перед обществом. За ребенка несет ответственность семья и при невыполнении своих родительских функций должна нести определенную ответственность.
Введение в школах такого предмета как «Право», где учащиеся с первого класса учатся жить в правовом государстве, образцом которого на микроуровне должна быть Школа.
II этап. При совершении преступления, его доказанности должно следовать неотвратимое наказание. При рассмотрении наказания надо использовать все законы Российской Федерации.
Здесь главное место играют органы МВД (детская комната милиции, инспекция по делам несовершеннолетних и т. д.)
Таким образом, правовое Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности.
Обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.
Цель моей работы: рассмотрение пути воспитания полноценного гражданина Российской Федерации через знание детей своих правовых аспектов.
Задача:1. охарактеризовать основные права и обязанности детей в Российской Федерации на современном этапе.
Задача:2. попытка создать визуальную схему прав и обязанностей ребенка и где их можно защитить для практического применения.
1. Историческая справка
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, по сколько он им принадлежал. Кроме того, с давних пор в неосознанном виде у человека существовала потребность предотвратить кровосмешение, дабы не плодить нездоровых, неполноценных детей. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью.
По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Продолжая жить в примискуите (беспорядочном половом сожительстве) и в орде, матери при благоприятных условиях начинают держать детей при себе. Дети узнают свою мать. Дети от неизвестных отцов составляют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее оплотом, защитой и силой.
В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточно внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды.
С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это еще было время, когда мужчина был склонен считать своими детьми все свое потомство, от какой бы женщины оно ни произошло.
В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появлением института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел право жизни и смерти по отношению к новорожденному в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка.
В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Постепенно в России конца XVIII в. и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жесткого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию: «Общество спасения падших девушек », «Общество защиты детей» и др.
Грядущее XX столетие принято было называть «веком ребенка».
Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбывались. Объявив себя «высшим опекуном ребенка», Россия после Октября 1917г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала.
Установка на замену семейного воспитания общественным внедрялась не одно десятилетие. Тем не менее, семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье.
Но ст.53 Конституции Р.Ф. провозгласила, что «семья находится под защитой государства». Констатации этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Однако возврат к прошлому объясняется и последствиями негативного отношения к семье как к естественной и жизненно необходимой среде обитания ребенка-индивидуума. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращение его самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимуществен, но в европейских государствах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка». После ее ратификации в 1990 г. РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями этой Конвенции. В результате СК посвящает несовершеннолетним детям специальную главу, где содержится перечень личных и имущественных прав ребенка. Обладателями этих прав стали 38,3 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9% общей численности населения России.
2. Личные права несовершеннолетних детей
Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Естественно, вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.
Страницы: 1, 2