Такая же модель более активного участия установлена в п. 3 ст. 35 СК РФ, когда нотариус обязан получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга на совершение одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке.
Лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются совершением нотариального действия, также предоставлены определенные права, в частности, они вправе:
– располагать информацией о совершаемом нотариальном действии;
– выразить в той либо иной форме отношение к совершаемой сделке, например дать согласие на совершение сделки;
– оспорить совершенную сделку, если они не были извещены о ее совершении и не были учтены их права и законные интересы.
Приведенные правила нотариального производства вытекают из принципов активной помощи нотариуса в осуществлении прав и объективной истинности нотариальных актов.
Правовое положение лиц, способствующих совершению нотариального действия, но не имеющих в нем собственного материально-правового интереса, характеризуется следующим. Такие лица способствуют повышению доказательственного значения нотариальных действий, обеспечивая тем самым возможность в случае возникновения спора подтверждения фактических обстоятельств, при которых оно совершалось, например свидетели (ст. 1123, 1124, 1126, 1129 и др. ГК РФ).
1.3 Правовой статус нотариуса
С принятием Основ законодательства о нотариате, наряду с государственными нотариатами вводится институт нотариусов, занимающихся частной практикой. Утвердив двойную структуру нотариата, российское законодательство определяет некоторые особенности правового статуса каждого из них.
Статья 2 Основ о нотариате содержит общее правило: «При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу». Рассмотрим в чем состоят сходства и различия между государственным нотариусом и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Как нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают нотариальные действия от имени государства, поскольку и те, и другие назначаются на должность приказом Министра юстиции РФ, начальником Управления юстиции.
Такое назначение происходит с согласия Федеральной нотариальной палаты. Все нотариусы, независимо от их правового статуса, имеют личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности или места их нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, а также штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Из анализа ст. 15 и 16 Основ законодательства о нотариате вытекает, что права и обязанности государственного и частного нотариуса не отличаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Основ о нотариате можно выделить еще одну общую обязанность. Нотариусы обязаны предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
Теперь рассмотрим различия между нотариусами, занимающимися частной практикой и государственными.
«Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации».[15] Взыскиваемая нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, государственная пошлина за совершаемые ими нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы перечисляется в доход государства. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, получают заработную плату от государства. Заработную плату от государства получают также стажеры и помощники нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, а также все другие работники конторы.
Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на местах. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, открывают нотариальную контору в том округе, где определено его рабочее место органом юстиции и нотариальной палатой. Он вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступающим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает пошлину, которая поступает в местный бюджет, а частный нотариус – тариф, при этом он сам уплачивает государственные налоги. Размеры тарифа и пошлины одинаковы. Они установлены законодательством РФ. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает строго фиксированную заработную плату, что обусловлено его статусом государственного служащего, имеющего чин. Нотариусы, занимающиеся частной практикой не ограничены в зарплате, уровень ее в значительной степени зависит от их способностей и профессиональной подготовки. Нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, рабочее помещение (офис) предоставляется государством, оно же выделяет деньги на его ремонт, приобретение оргтехники и другие нужды; нотариусы, занимающиеся частной практикой могут все это иметь только за свой счет.
Перечень нотариальных действий, совершаемых государственными нотариусами, шире, чем у частнопрактикующих нотариусов, последние имеют право совершать любые нотариальные сделки за исключением выдачи свидетельств о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества[16].
Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть лишь два исключения.
Во-первых, в соответствии со статьей 36 Основ о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества (а на практике при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой).
Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в соответствии со статьей 17 Основ ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающиеся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий.
Государственные нотариусы находятся на бюджетном финансировании, в силу чего объективно не заинтересованы напрямую в совершении большего числа нотариальных действий. Рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых странах Европы свидетельствует, что государственный нотариат призван обеспечивать совершение нотариальных действий в основном в тех местностях, где потребность в них низка из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность в силу этого носит затратный характер.
Однако на современном этапе развития правовой науки, существует противоположная позиция некоторых авторов, сводящаяся к тому, что целям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий, независимый нотариат.
При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.
Существует такая точка зрения, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотариальных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, исключительного права на ведение наследственных дел), то «можно прогнозировать дальнейшее значительное повышение эффективности деятельности частнопрактикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах».[17]
Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества, и государства. Учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно с помощью государственно-правовых механизмов наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.
Российский нотариус - лицо, наделенное публичными полномочиями, действующее от имени государства. Нотариус России, занимающийся частной практикой, самостоятельно организует свою работу, несет полную имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности. «Система небюджетного, свободного нотариата России - это не только частнопрактикующие нотариусы, но и нотариальные палаты субъектов РФ, и Федеральная нотариальная палата. Это единое целое, публичной задачей которого является обеспечение эффективного нотариального обслуживания в стране».[18] Мы согласны с такой позицией автора.
Государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 7 Основ о нотариате открывались и упразднялись государством в лице Министерства юстиции РФ или по его поручению - министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эта функция передана Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам.
Следует отметить, что, несмотря на существенные отличия статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, от статуса нотариусов, занимающихся частной практикой, государственный нотариат не может считаться элементом системы органов государственной власти, ибо он является составной частью единой системы нотариата РФ, представляющего в целом институт гражданского общества. Некоторые моменты в организации и деятельности государственного нотариата, не полностью соответствующие принципам существования и функционирования института гражданского общества, не влияют на его правовую природу и позволяют считать нотариат в РФ единой системой, базирующейся на общих принципах и выполняющей одни и те же функции.
Согласно статистике к началу 90-х годов XX века в стране было 4500 государственных нотариусов, в 1992-м - не более 600. К 1994 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 1995-му - в Москве их осталось менее тридцати[19].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10