Права хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан

Проверки деятельности субъектов предпринимательства, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляются не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение двух лет с момента их государственной регистрации.

Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен.

Проводимые проверки не должны создавать препятствия для функционирования субъектов предпринимательства.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан могут осуществляться с участием ее представителей.

Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не выполнять требования контролирующих и правоохранительных органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.

При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции.

Проверка деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется должностными лицами контролирующих и правоохранительных органов.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, удостоверения личности проверяющих должностных лиц.

При проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства должностные лица контролирующих и правоохранительных органов производят запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством.

В случаях, предусмотренных законодательством, к субъектам предпринимательства применяются меры, ограничивающие их деятельность. При этом следующие меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке:

прекращение деятельности;

приостановление деятельности, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

приостановление операций по счетам в банках, за исключением выявленных случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма;

применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций

обращение в доход государства предметов правонарушений;

приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензии (разрешения) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности (за исключением лицензий, выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции:

осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и развитием предпринимательской деятельности, изучение имеющихся проблем и внесение предложений по совершенствованию нормативных актов, направленных на укрепление правовых гарантий предпринимательства;

обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в реализации их продукции на внешнем и внутреннем рынках;

организуют информационную и разъяснительную работу среди субъектов предпринимательской деятельности, развитие системы консалтинговых, лизинговых, страховых и иных услуг;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание предпринимательства.

Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции:

разрабатывают и реализуют территориальные программы развития предпринимательства;

устанавливают дополнительные гарантии и меры защиты деятельности субъектов предпринимательства;

устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством;

осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание предпринимательства.

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем:

создания условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры;

принятия мер по расширению участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности;

обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности;

создания необходимых условий для зооветеринарного обслуживания;

устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством.

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.

В целях поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности могут создаваться фонды в порядке, установленном законодательством.

Субъекты малого и частного предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, не более чем в два раза превышающем нормы для соответствующих основных фондов.

Субъекты малого и частного предпринимательства имеют право списывать до пятидесяти процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены амортизационные отчисления.

В случае ликвидации малого или частного предприятия до истечения двух лет с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной (ускоренной) амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого или частного предприятия.

Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространяются на субъекты малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие свою деятельность в сельской местности.

Государство обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности.

Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности в сельской местности, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством.

Мировой финансово-экономический кризис ныне является одной из актуальных проблем, стоящих в центре внимания мировой общественности. В деле поиска путей решения и предотвращения этой актуальной проблемы в нашей стране под руководством главы нашего государства осуществляется ряд позитивных работ. Это также признают известные ученые-экономисты мира.

В частности, в ноябре и декабре 2008 года в целях предотвращения финансово-экономического кризиса были приняты 1 указ Президента страны, 1 постановление Кабинета Министров, а в 2009 году – 6 постановлений Президента и 1 постановление Кабинета Министров. Данные законодательные документы служат прочной правовой основой на пути защиты, поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности в нашей стране в условиях кризиса. В книге Президента страны “Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана” также детально изложены коренные суть и значение антикризисных мер, приоритетные задачи, намеченные в разработанной в нашей стране Антикризисной программе мер на 2009-2012 годы.

Также в книге отмечено, что в 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения. Исходя из этой точки зрения, следует отметить, что мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителей, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса.

Действительно, в 2009 году как никогда остро стоит задача по дальнейшей поддержке малого бизнеса. Так как создание новых рабочих мест в малом бизнесе имеет важное значение в экономическом развитии страны. По этой причине в Антикризисной программе особое внимание уделено стимулированию развития малого бизнеса. Эти меры включают как налоговые и кредитные льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ в целях создания более благоприятного бизнес-климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В частности, предусмотрено двукратное увеличение ресурсной базы Фонда льготного кредитования для поддержки вновь создаваемых малых и частных предприятий, продлен срок действия предоставленных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств с 12 до 18 месяцев.

С 1 января текущего года ставки единого налогового платежа для малых предприятий, работающих в сфере промышленности, снижены с 8 до 7 процентов, а микрофирмы и малые предприятия, оказывающие финансовые, бытовые и прочие услуги, освобождены сроком на 3 года от уплаты единого налогового платежа. При этом дивиденды учредителей микрофирм и малых предприятий, негосударственных хозяйствующих субъектов в части средств, направляемых на инвестиции и расчеты за ранее полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на 5 лет. Следует особо отметить, что Антикризисной программой предусмотрено также сокращение в 2009 году количества проверок хозяйствующих субъектов еще не менее чем на 30 процентов.

Известно, что в целях стимулирования развития предпринимательства и обеспечения его надежной защиты 15 мая 2009 года было принято постановление Президента страны “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности” под №1112, в соответствии с которым субъектам предпринимательства предоставлены ряд дополнительных льгот и преференций.

В частности, снижены стоимости разработки архитектурно-планировочных заданий и экспертизы проектной документации объектов предпринимательства. Пошлины за государственную регистрацию юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью снижены с 5 до 2 минимальных размеров заработной платы, платы за открытие счетов в банках субъектами предпринимательства – с 1 до 0,5 минимального размера заработной платы, а в сельской местности – до 0,1 минимального размера заработной платы.

Также намечено, что при заключении малым предприятием трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), в количестве, превышающем установленный законодательством предельный норматив численности работников не более, чем на 30 процентов, за ним сохраняются предусмотренные для малых предприятий гарантии, льготы и преференции.

Необходимо отметить, что в нашей стране наряду с принятием законодательных актов в деле развития, поддержки предпринимательства, обеспечения их надежной правовой защиты, на соответствующие государственные органы возложена задача по осуществлению контроля за правильным и полным исполнением данных законодательных актов. В частности, согласно постановлению Кабинета Министров от 17 февраля 2000 года “Об активизации деятельности Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства», эта задача возложена на Министерство юстиции.

Также в соответствии с вышеназванным постановлением Президента страны под №1112 на Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции, Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, Торгово-промышленную палату Республики Узбекистан возложена задача по обеспечению на систематической основе проведения мониторинга за соблюдением органами государственного управления и государственной власти на местах установленных законодательством прав субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.


Список литературы


1.                 Закон РУз 25.05.2000 г. № 69-II О гарантиях свободы предпринимательской деятельности

2.                 Каримов И.А. “Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана” Т. 2009 г.

3.                 Дойников И. В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. — М.: Нолидж, Брандес, 1998

4.                 Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения. Курс лекций. — М.: ВЕК, 1994


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты