Правила исчисления страхового стажа и специального трудового стажа отдельным категориям граждан

Правила исчисления страхового стажа и специального трудового стажа отдельным категориям граждан

Введение

В Российской Федерации одним из средств к существованию граждан по достижении ими определенного возраста является пенсия. Существующее пенсионное законодательство устанавливает ряд определенных условий, наличие которых необходимо для назначения пенсий. В данной курсовой работе речь пойдет об одном из таких условий, а именно о трудовом страховом стаже, а также о его видах, исчислении и доказательстве.

Актуальность данной темы состоит в том, что как уже было сказано выше, трудовой стаж влияет на назначение пенсии, а от размера и правильного подсчета такого вида трудового стажа как специальный напрямую зависит возможность досрочного установления пенсии, а в отдельных случаях и размер будущей пенсии.

Целью данной работы является изучение и анализ различных нормативных актов, устанавливающих правила исчисления страхового стажа и специального трудового стажа отдельным категориям граждан, а также изучение доказательств стажа до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования и после данной регистрации.

Основными используемыми в данной работе нормативными актами являются законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях и постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. К учебно-справочной литературе, используемой автором можно отнести комментарии к законодательству и специализированные журналы.

Глава I. Понятие и виды трудового страхового стажа

1.1 Понятие и виды трудового стажа

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия в виде назначения пенсий, пособий, установления льгот.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" выделял только два вида трудового стажа: общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж. Согласно данному закону общий трудовой стаж представлял собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности. Его юридическое значение заключалось в том, что с учетом его продолжительности устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы). С его учетом устанавливаются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также работникам летного состава гражданской авиации и лицам, осуществляющим педагогическую, лечебную или творческую деятельность. Также с его учетом устанавливается пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим[1]; лицам, проходившим по контракту военную службу либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно

исполнительной системы[2].

В связи с реформой российского пенсионного обеспечения изменилось не только юридическое значение трудового стажа, но и появились его новые виды.

В действующем пенсионном законодательстве появился такой новый вид стажа, как страховой стаж. Кроме того, на сегодняшний день общий трудовой стаж по своему юридическому значению существенно отличается от своего прежнего аналога, существовавшего до 1 января 2002 г. По новому Закону « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», он имеет значение только для определения величины пенсионного капитала и представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемую в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Страховой стаж в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов.

В настоящее время продолжительность страхового стажа совместно с достижением установленного возраста для назначения трудовой пенсии (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) влияет на условия назначения трудовой пенсии по старости. При расчете других видов трудовых пенсий, таких как пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца - принимается во внимание не продолжительность страхового стажа, а его фактическое наличие.[3]


1.2Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

Под периодами трудовой деятельности, включаемыми в страховой стаж, понимаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России гражданами Российской Федерации, застрахованными[4] в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

К периодам работы относятся:

а)      периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа (постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.);

б)     периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

в)     периоды работы по авторским и лицензионным договорам;

г)      периоды работы у отдельных граждан по договорам (секретари, няни, домашние работницы, машинистки и другие);

д)     периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда;

е)      периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан-владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

К периодам иной деятельности относятся:

а)      периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 года;

б)     периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств;

в)     деятельность в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

г)      деятельность членов творческих союзов, не состоящих в штате организации;

д)     деятельность в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Кроме уплаты страховых взносов страхователем, статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Так, например граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе самостоятельно осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.

Второй категорией лиц, которая вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, являются физические лица, которые будут добровольно уплачивать страховые взносы за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке в силу Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Третьей категорией лиц, имеющих право добровольно уплачивать страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть те, кто обязан уплачивать фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование в минимальном размере в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Во всех трех случаях уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна осуществляться в виде фиксированного платежа в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом уплаченные платежи учитываются при формировании права на страховую и накопительную части трудовой пенсии на общих основаниях со страховыми взносами, уплачиваемыми иными страхователями в соответствии с положениями комментируемого Закона в обязательном порядке.


1.3Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются (то есть подлежат зачету в страховой стаж независимо от осуществления какой-либо трудовой и (или) иной деятельности и уплаты страховых взносов):

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты