Правительства зарубежных стран

В разработке законопроектов правительству оказывает помощь Государственный совет, который дает предварительное заключение о конституционности его актов и подготовленных законопроектов.

По вопросам социально-экономической политики правительство консультирует Экономический и социальный совет.


2.3 Парламент


Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание - в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.

Национальное собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием.

Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной системе.

Мандат депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными и выборными должностями и с некоторыми видами частной предпринимательской деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или голосование при исполнении депутатских обязанностей. За преступления или правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания. В нем представлены все политические течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания данного созыва, до следующих выборов.

В соответствии со своими политическими воззрениями депутаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек.

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть постоянных комиссий'. 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам, 2) по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена. Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

Заседания Национального собрания открытые (публичные).

Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов. Конституция особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов, подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить правительству в течение определенного срока издавать так называемые ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законодательства. Они должны быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые парламентом, делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка деятельности органов, указанных в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента - законодательные предложения. Законопроект предварительно проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в Национальное собрание).

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет министров может вводить осадное положение, но только парламент имеет право разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Но между выборами должно пройти не менее года.

Вторая палата французского парламента - сенат, состоящий из 321 сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по департаментам выборной коллегией в составе депутатов Национального собрания, региональных советников, генеральных советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три года. Сенат считается представителем местных административно-территориальных подразделений (территориальных коллективов) Франции и французов, постоянно проживающих за пределами страны.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной инициативы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное собрание, закон допускает внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и законодательных предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности свергнуть правительство посредством вотума недоверия или отказа в одобрении правительственной профаммы. Однако премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию об общей политике правительства. Сенат не может быть распущен президентом.

 

2.4 Конституционный совет


Конституционный совет состоит из 9 назначенных членов и неопределенного числа членов по праву, которыми являются пожизненно бывшие президенты республики (на практике ни один из них этим правом не воспользовался). Трех членов назначает президент, трех - председатель Национального собрания, трех - председатель сената. Срок мандата члена Конституционного совета - 9 лет (повторное назначение не допускается). Каждые три года состав совета обновляется на треть. Председатель совета назначается президентом республики из числа его членов.

Членство в Конституционном совете несовместимо с членством в парламенте, в правительстве, в Экономическом и социальном совете и с ответственным постом в какой-либо партии и политической группировке. В своей частной жизни члены совета обязаны не делать ничего несовместимого с их достоинством и независимостью.

Перед вступлением в должность назначенные члены Конституционного совета приносят присягу перед президентом республики. Конституционный совет контролирует процедуру избрания президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. В спорных случаях он решает вопрос и о законности избрания депутатов и сенаторов.

В обязанности Конституционного совета входит также надзор за проведением референдума и объявление его результатов.

Президент республики, премьер-министр или председатель одной из палат могут передать на заключение Конституционного совета международные обязательства Франции (договоры, соглашения). Если совет установит, что эти обязательства содержат положение, противоречащее конституции, то разрешение на их ратификацию или одобрение может быть дано только после внесения в конституцию изменений.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для государственных властей и всех органов администрации и юстиции.

Список использованной литературы


1.                 Автономов, А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2003.

2.                 Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: вопросы и ответы [Текст]: учебное пособие. / И.А. Алебастрова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2003. – 192 с.

3.     Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / Г.Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2005. – 656 с.

4.                 Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / М.В. Баглай, Г.В. Бобылев, В.П. Воробьев. – М.: Норма. – 2008. – 1056 с.

5.                 Керимов, А.Д. О своеобразии государственной системы современной Франции // Государство и право, № 1, 2001, С. 71-74.

6.                 Комкова, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / Г.Н. Комкова. – М.:  Юрайт. – 2010. – 403 с.

7.                 Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник для вузов / под ред.М.В. Баглая и др. - М.: НОРМА-ИНФА, 2000. – 832 с.

8.                 Клишас, А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран [Текст] / А.А. Клишас, - М.: Междунар.отношения. - 2007. - 496 с.

9.                 Маклаков, В.В. Конституционный контроль в зарубежных странах [Текст]: учебное пособие / В.В Маклаков. - М.: Инфра-м, Норма. 2-е изд., испр. и доп. – 2010. – 672 с.

10.            Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст]: учебник / А. А. Мишин. 10-е изд., испр. и доп.- М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2003. –512 с.

11.            Симонишвили, Л.Р. Формы правления: история и современность [Текст]:  учебное пособие / Л.Р. Симонишвили, - М.: Флинта МПСИ. - 2007. - 280 с. .

12.            Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник/ В.Е. Чиркин. - М.: Юристь, 2003.- 622. с.

13.            Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М Энтин. М.: Юридическая литература, 2009. – 178 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты