Право на неприкосновенность частной жизни в РФ

6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны (если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и в режиме служебной тайны (если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленном законом).

Защита прав на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в судебном порядке или в специальном - административном).

В последнем случае потерпевший подает жалобу на должностное лицо (орган), нарушившие его права, в вышестоящий орган либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав.

В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно - правовой и уголовно - правовой защиты.

К основным способам гражданско-правовой защиты прав на неприкосновенность частной жизни, как нематериальных благ, относятся права требовать через иск в суд:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

- признания действий незаконными;

- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания недействительным акта государственного органа либо органа местного самоуправления;

- возмещения убытков;

- компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);

- опубликования ответа потерпевшего;

- опровержения по суду порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (в том числе неприкосновенность частной жизни). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 N 24 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 1994 Г. N 7 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПЛЕНУМА ОТ 25 АПРЕЛЯ 1995 Г. N 6, ОТ 25 ОКТЯБРЯ 1996 Г. N 10, ОТ 17 ЯНВАРЯ 1997 Г. N 2, ОТ 21 НОЯБРЯ 2000 Г. N 32, ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 11, ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. N 6)").

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной форме, нескольким или хотя бы одному лицу.

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в быту и т.д.), которые унижают честь, достоинство и деловую репутацию гражданина.

В соответствии с ЗАКОНОМ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН  (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) потерпевший может обжаловать такие действия (решения) и требовать их признания незаконными.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, предусмотренную ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и другими федеральными законами, вплоть до представления об увольнении. При этом ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

В случае административно - правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния на исход выборов.

Уголовно - правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может наступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение тайны голосования.

Применение мер уголовно - правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско - правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения.

Сопоставление норм гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности с действующими законами позволяет сделать вывод, что далеко не все случаи нарушения установленных в действующих законах правовых ограничений и запретов нашли отражение в кодексах.

Так, не наступает никакой ответственности за разработку без лицензии специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, хотя Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) прямо устанавливает такое ограничение. Не нашел отражения ни в одном из кодексов РФ конституционный запрет на хранение информации о частной жизни лица без его согласия. Требуется внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.


7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни

Участие России в открытых информационных системах и международном информационном обмене придает особую актуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан от тотального контроля со стороны государственных органов, коммерческих организаций и преступного мира.

В Европе для охраны и защиты прав на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированной обработки данных о гражданах более 35 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности - так называемый институт защиты персональных данных. Во многих европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые уполномоченные по защите этих данных. Отсутствие в Российской Федерации аналогичного национального закона сдерживает возможность международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что получило подтверждение на Международной конференции, проведенной 25 июня 1998 года в парламенте РФ на тему "Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем".

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводит понятие "персональные данные"; относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены федеральным законом; требует, чтобы деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и представлению персональных данных, по проектированию и производству средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно лицензировались в порядке, установленном Правительством РФ.

К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта - носителя персональных данных - может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам. В первую очередь здесь имеют значение биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода); личностные характеристики (о личных привычках и наклонностях); сведения о семейном положении, об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных законом); о состоянии здоровья.

Субъектами права в области персонификации выступают:

- физические лица, к которым относятся соответствующие данные, а также их наследники;

- держатели персональных данных - органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз персональных данных).

Работа с персональными данными должна соответствовать следующим требованиям:

а) персональные данные должны быть получены и обработаны на основании действующего законодательства;

б) они включаются в базы персональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных в законе;

в) они должны накапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним;

г) они должны быть точными и в случае необходимости обновляться;

д) они должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежать уничтожению по достижении этой цели или при миновании надобности;

е) они охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное или несанкционированное разрушение или случайную утрату, а равно несанкционированный доступ к ним, изменение, блокирование или передачу данных;

ж) для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности может быть установлен специальный правовой режим, обеспечивающий открытость только общественно значимых персональных данных.

Правовая охрана персональных данных начинается с момента их получения держателем и должна носить бессрочный характер. При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование.

Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях их обезличивания, и по желанию субъекта может быть установлен режим общедоступной информации - библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т.д. В общедоступные базы данных могут включаться следующие установочные персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес места жительства и места работы, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом и/или полученные из открытых источников. В последнем случае держатель должен проинформировать субъекта о содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования.

Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно должны исключаться из общедоступной базы данных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочного государственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться любые действия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, языковую, партийную, религиозную принадлежность, исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Так, в ФЗ "Об основах государственной службы" (ст. 8) и в ФЗ "О службе в таможенных органах" (ст. 24) прямо запрещается сбор и внесение в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числе сотрудников таможенных органов) сведений об их политической, религиозной принадлежности и о частной жизни. Работа с персональными данными для юридических и физических лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев, исключающих передачу этих данных другим лицам.

Государство может осуществлять регулирование действий держателей персональных данных в формах:

- лицензирования действий с персональными данными;

- регистрации баз персональных данных;

- регистрации держателей персональных данных;

- сертификации информационных систем, предназначенных для обработки персональных данных.

Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет следующие права:

- предоставлять кому-либо персональные данные по своему усмотрению;

- иметь доступ к своим персональным данным;

- уточнять свои персональные данные;

- блокировать (снимать блокирование) какие-либо действия с персональными данными;

- обжаловать неправомерные действия в отношении персональных данных;

- требовать от государственного органа отказа в выдаче лицензии, отзыва лицензии у держателя персональных данных.

Ограничение прав субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных в законе, в том числе:

1. В отношении права предоставления своих персональных данных - для субъектов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне".

2. В отношении права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения уточнений в свои персональные данные, блокирования своих персональных данных:

для лиц, в отношении которых персональные данные получены в результате оперативно - розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление, задуманное или совершенное определенным лицом;

для субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения.

Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном порядке (через подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектов персональных данных - при создании такой службы) или в судебном порядке (аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни).

Выводы

Всеобщая декларация прав человека в ст. 12 провозглашает: "Никто не может подвергнуться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Этому праву корреспондируют положения части 1 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающие, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Статья 137 Уголовного Кодекса представляет собой уголовно-правовую гарантию этих конституционных прав граждан.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ правовая конструкция состава перетерпела существенные изменения.

Во-первых, исключены такие обязательные признаки состава преступления, как совершение его из корыстной или личной заинтересованности, относящиеся к субъективной стороне рассматриваемого состава. В настоящее время такой заинтересованности не требуется, что совершенно справедливо, так как возможность причинения реального вреда интересам потерпевшего не может быть поставлена в зависимость от побуждений виновного.

Во-вторых, исключены и материально-правовые последствия совершения преступления в виде реального причинения вреда правам и законным интересам граждан. Вследствие этого конструкция состава стала формальной.

Литература

1.                 Гольдман Р., Лентовска Э., Франковски, С. Верховный суд США :Права и свободы граждан /Ред. Т. Карпович. -БЕГА.

2.                 Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве. М.: Юристъ, 2001.

3.                 Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: Понятие, осуществление, защита. М.: МЗ-Пресс,2000.

4.                 Петрухин И. Л. Личные тайны (Человек и власть). М. : Институт государства и права РАН, 1998.

5.                 Петрухин И. Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989.Описание книги на Юридической России

6.                 Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 1997.Описание книги на Юридической России

7.                 Романовский, Г. Б. Нормативное закрепление права на неприкосновенность частной жизни //Юрист.2000. № 11. С. 3 — 5.

8.                 Романовский, Г. Б. О полномочиях государственных органов, ограничивающих неприкосновенность частной жизни //Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. С. 255—257.

9.                 Хужокова И. М. Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни в РФ/Под ред. докт.юрид.наук, проф. Е. В. Колесникова. М.: Юрлитинформ, 2008.

10.             Хужокова И. М. Право на неприкосновенность частной жизни в системе прав человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.Аннотация статьи на сайте журнала

11.             Хужокова, И. М. Право на частную жизнь в юридической доктрине США //Закон и право. 2007. № 8. С. 109—111. Описание статьи на Юридической России

12.             Мамедов С.Н. Конституция России о праве граждан на неприкосновенность частной жизни // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2007. — № 6. 0,3 п.л.

13.             Мамедов С.Н., Савельева О.Е. Актуальные проблемы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в России // Сб. научных статей «Проблемы России: история и современность» / Под ред. В.В. Гуляевой, Владимир, 2003 г., 164 с.

14.             Мамедов С.Н. Некоторые вопросы государственного обеспечения безопасности граждан // Материалы международной научно-практической конференции «Творческий подход к обучению в высшей школе», 3—4 октября 2001 г. — Владимир, 2002. — 196 с.

15.             Мамедов С.Н. Отграничение преступлений в сфере лесопользования от иных правонарушений // Вестник Международного института управления. — 2005. — № 10—12. — 0,5 п.л.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты