Возникает вопрос: так ли уж необходимо особое внимание к этому направлению правоохранительной и правозащитной деятельности государственных органов, к его выделению из общего комплекса задач по осуществлению власти и управления. Высказывается мнение, что выделить из всего комплекса государственной деятельности подсистему государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод невозможно, так как вся деятельность государства и его органов как бы представляет или должна представлять в широком смысле их охрану и защиту.
Государственная статистика последних лет свидетельствует о непрерывном росте количества обращений граждан в государственные органы за охраной и защитой своих прав и свобод. Показательны, в частности, данные работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за последние три года. В 1998 г. (начиная с мая) в его адрес поступило 6978 жалоб и обращений граждан, в 1999 г. – 22815, в 2000 г. – 24985. Аналогичная динамика отмечается в работе Администрации Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, Прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Дальнейшее совершенствование системы государственных гарантий основных прав и свобод граждан предполагает уяснение некоторых теоретических положений, определяющих сущность и особенности института государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, лежащего в основе концепции механизма охраны.
Конституция РФ устанавливает целый комплекс правовых норм, которые определяют сущность государственно-правовой охраны как института правового государства, представляющего ведущее направление деятельности органов государственной власти.
Конституция РФ определяет, что права и свободы граждан являются высшей ценностью, а государство обязуется признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы (ст. 2). Эта норма более подробно раскрывается в других статьях Конституции РФ и в текущем законодательстве России. Признавая конституционные права и свободы, государство в своих законах конкретно определяет их содержание, объем, пределы, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов) и гражданина (военная служба и др.)
Охрана основных прав и свобод есть одновременно и их регулирование. Отнесение к ведению Российской Федерации конституционно-правового регулирования в сфере прав и свобод не только подчеркивает приоритет этой сферы, но и обеспечивает единство в подходе к правам и свободам человека и гражданина на всей территории России.
Конституция РФ закрепляет положение о Президенте РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Выполняя это положение, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, причем как федеральных, так и субъектов РФ.
Конституция РФ в ст. 114 возлагает на Правительство РФ полномочия по осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство возлагается полномочие по осуществлению государственного контроля за соблюдением прав и свобод граждан федеральными министерствами и ведомствами. В этой связи Закон уполномочивает Правительство РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, применять меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения к назначаемым Правительством РФ должностным лицам.
Конституция РФ в ст. 129 закрепляет положение о статусе Прокуратуры РФ как системы государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на территории России законов.
Конституция РФ в ч. 1 ст. 103 предусматривает введение института Уполномоченного по правам человека в РФ, необходимого для образования целостной системы защиты основных прав граждан. Принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» явилось важной вехой на пути укрепления законности и гарантий прав личности в России.
Конституция РФ в ч. 1 ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 45 Конституция устанавливает право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Конституция РФ и действующее законодательство закрепляют целый ряд положений, посвященных юридическим процедурам, формам и методам охраны основных прав и свобод человека и гражданина.
Указанные правовые нормы как первичные правила поведения составляют живую ткань закона. От их правильного определения и «набора» в тех или иных видах актов зависит очень многое.
Эти разновидности норм предопределяют в основных чертах классификацию норм всего института государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан. Конституционные нормы-дефиниции либо воспроизводятся в последующих законах полностью, либо служат основой построения закона и формулирования его норм.
Включение норм-запретов в институт охраны основных прав и свобод рассчитано на их превентивное действие для сохранения правомерного поведения юридических и физических лиц. Они служат своеобразными индикаторами возможных противоправных действий.
Думается, несмотря на многообразие видов обеспечения (охраны и защиты) основных прав и свобод граждан, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер правообеспечительной деятельности и для всех органов, ее осуществляющих. Учитывая всевозрастающую роль прав и свобод человека и гражданина в государственной и общественной жизни, в обеспечении устойчивого развития современного мира, представляется возможным говорить об особой роли охраны прав и свобод, предупреждения их нарушений как важной функции государственных органов, и в первую очередь правоохранительных органов.
Заключение
Итак, подведем черту под нашим скромным исследованием. Все права человека неделимы, составляют единый комплекс, из их совокупности нельзя исключить хотя бы одну составляющую в ущерб другим. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы какому бы то ни было другому. Это замечание совершенно справедливо, поскольку в противном случае будет нарушен общий принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип универсальности прав человека. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их систематизации.
Бесспорно, что приоритетным правом является право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. С другой стороны, соблюдения лишь одного права на жизнь, конечно, недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод. Иначе мы обнаружим не право на жизнь, а лишь право на существование, блестящие примеры которого известны из русской и советской классической литературы.
Следует признать, что сегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению права на жизнь урегулированы недостаточно, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране основных прав и свобод личности. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур.
Нарушения основных прав и свобод граждан возможны в различных областях общественных отношений, когда закон прямо предусматривает возможность административного и судебного разрешения правового спора. Сфера применения правового принуждения в деятельности правоохранительных органов также требует определения пределов правового контроля со стороны институтов административной и судебной власти.
Для классификации условий и обстоятельств, лежащих в основе нарушений основных прав и свобод граждан, целесообразно использовать, прежде всего, нормотворческие отклонения (принятие законодательных или иных нормативных актов, не соответствующих установлениям Конституции РФ, гарантирующим основные права и свободы). Так, Федеральные законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности допускают несанкционированное проникновение в жилые помещения граждан, использование электронных средств получения информации. По роду и виду правоохранительной деятельности такие обстоятельства возможны: 1) при пресечении правонарушений и применении мер административного воздействия (административный произвол); 2) в уголовном судопроизводстве (как в стадиях предварительного расследования, так и непосредственно в судебных стадиях); также нередки случаи неисполнения должностными лицами правоохранительных органов их обязанностей по обеспечению условий осуществления процессуальных прав участников судопроизводства: на доступ к правосудию, на право на защиту и др.; 3) в сфере гражданского судопроизводства (отказ в приеме исковых заявлений, нарушение правил о подсудности и подведомственности, несоблюдение сроков рассмотрения дел, необоснованное приостановление судами производства по делу и др.).
В целом нарушения основных прав и свобод человека можно разделить на две группы: 1) нарушения, которые не имеют массового характера, затрагивают интерес отдельных лиц, не совершаются систематически. Например, незаконный арест в результате допущенной ошибки. Борьба с такими нарушениям происходит, как правило, с помощью средств, которыми располагает государство (законодательство, органы суда, прокуратуры и т.д.); 2) массовые и грубые нарушения прав человека, затрагивающие интересы ряда стран или всего мира. Например, преступления германского фашизма, нарушения прав и свобод человека в ходе современных вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, актов терроризма. Борьба с подобными нарушениями возможна только с использованием как национальных государственно-правовых средств, так и средств международно-правового характера.
В современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность. Легализация абортов, возможная легализация эвтаназии, усиление террористических и антитеррористических инцидентов по всему миру тому подтверждение. Кроме того, государство не обеспечивает должную защиту этого права, не обеспечивает безопасность личности в современном мире со всеми его многочисленными угрозами. С другой стороны, смертная казнь во многих государствах уже отменена или не исполняется, что, однако, может служить лишь слабым утешением
Глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Безопасность |
Состояние защищенности жизненно важных интересов (совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития) личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам). |
2 |
Государственный орган |
Единоличный или коллективный субъект (независимо от его гражданско-правовой и иной правосубъектности), на который возложено исполнение публичных функций и деятельность которого в силу этого полностью либо частично финансируется за счет государственного бюджета. |
3 |
Естественное право |
Система правовых норм, содержание которых обусловлено природой человека, общества или Вселенной и не подлежит произвольному изменению волей государства или отдельных лиц |
4 |
Жизнь |
Форма бытия биологических существ, характеризующаяся обменом веществ и другими видами деятельности |
5 |
Закон |
Акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения, как правило, имеющий нормативный характер. |
6 |
Защита права |
Правовой механизм, обеспечивающий условия для реализации субъективного права. |
7 |
Конституционный закон |
Закон, вносящий изменения в конституцию и составляющий часть некодифицированной конституции |
8 |
Конституция |
Нормативный правовой акт высшей юридической силы, устанавливающий принципы и порядок функционирования государства, а также взаимоотношения государства и личности, в соответствии со сложившимися в обществе представлениями о характере и содержании такого регулирования. |
9 |
Поправка |
Предложение об изменении или дополнении юридического документа, в том числе нормативного акта или проекта нормативного акта. |
10 |
Правосудие |
Деятельность по разрешению споров между гражданами и (или) юридическими лицами, состоящая в толковании и обязательном применении к спорным правоотношениям норм права, а также и установление фактов, имеющих юридическое значение. П. осуществляется от имени государства специальными органами (судами) в установленном законе процессуальном порядке. |
11 |
Суд |
Государственный орган (в некоторых случаях – также общественный орган, например, третейский), осуществляющий рассмотрение и разрешение споров между гражданами и (или) юридическими лицами. |
12 |
Судебная власть |
Правосудие, осуществляемое посредством гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. |
13 |
Эвтаназия |
Удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. |
14 |
Юрисдикция |
Пределы распространения властных полномочий (территория, на которую распространяется ю., круг лиц, подпадающих под ю.). |
15 |
Язык официальный |
Язык населения местности компактного проживания нации, не имеющей своих национально-государственных и национально-территориальных образований, который используется в официальных сферах общения в данной местности. |
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации [Текст]: [офиц. текст от 12 декабpя 1993 г. принята всенаpодным голосованием, по состоянию на 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ]// Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237; 2006. - 15 июля.- № 153.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон: принят Часть первая 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; Часть тpетья 26.11.2001 № 146-ФЗ; Часть четвертая 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, по состоянию на 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - cт.3301; 1996. - №5. - Ст.410; 2001.- № 49. - Ст. 4552; 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496: 2008. - № 30 (часть II). - Ст. 3616.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [офиц.текст от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [офиц.текст от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.
5.Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» [Текст]: [принят 16июня1996 № 724] // СЗ РФ от 20.05.1996, № 21, ст. 2468.
6.Постановление Правительства РФ «О Перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» [Текст] : [от 11.08.2003 № 485 ] // СЗ РФ от 18.08.2003, № 33, ст. 3275.
7.Иногатова – Хегай А.В. Уголовное право России [Текст] / А.В. Иногатова – Хегай // М.: ИНФРА – М – Контракт, 2006 ISBN: 378-5-377-01859-5
8.Каламкарян Р.А., Карпец И.И., Блищенко И.П. Международное уголовное право[Текст]/ Под ред. Кудрявцева В.Н.// М.: Наука, 2000
9.ISBN: 978-5-397-08346-4
10.Кочои С.М. Геноцид: понятие, ответственность, практика [Текст]/ С.М Кочои // М.: Юристъ, 2004 ISBN: 528-5-397-05666-4
11.Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь [Текст] /Авт.-сост. А. Б. Барихин. - М. :Книжный мир,2008. -792 с. - ISBN 978-5-8041-0301-0.
12.Батянов, М.В. Срок действия договора и защита гражданских прав [Текст] / М.В. Батянов // Защита гражданских прав: Сборник научных статей / Под ред. М.В. Немытиной, В.А. Хохлова. Сер. «Права человека: сферы реализации». Вып. 1.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. -С. 117-134.
.ru