Термин «недобросовестная конкуренция» как правовой институт вводится в нашем законодательстве впервые. Этому в Гражданском кодексе Республики Беларусь посвящена глава 68, состоящая из двух статей. Как видно, эта глава не располагает большим количеством норм, относящихся к недобросовестной конкуренции. Она лишь указывает на ее недопущение, а также на то, что признается недобросовестной конкуренцией и какая следует за это ответственность.
Так, в ст. 1029 ГК сказано, что недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. И далее раскрывается, что следует признавать недобросовестной конкуренцией. В частности, это:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятия, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
4) другие действия, противоречащие требованиям действующего законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, в ч. 2 ст. 1029 ГК помещены четыре подпункта. В первом подпункте речь идет о действиях, направленных на смешение товаров, услуг и т.п. одних предприятий с товарами, услугами и т.п. других предприятий. Например, выпущенные товары известной фирмы под своим товарным знаком и другими присущими им характерными признаками смешиваются с товарами, вложенными в такую же упаковку и выпущенными с таким обозначением, той же формы и т.п., другой фирмы, которая конкурирует с первой.
К такому смешению зачастую прибегает конкурирующая сторона из- за некачественной подготовки ею товара, а иногда при невостребованности покупателем товара, услуг, из-за неизвестности фирмы на рынке то- варов и услуг. Такое проявление действий (смешение товаров, услуг и т.п.) приводит к подрыву авторитета известной фирмы, нарушению ее коммерческой деятельности, а в конечном итоге потере получаемых доходов.
Второй подпункт указывает на ложные утверждения в отношении реализуемых товаров, проводимых работ, оказываемых услуг, которые распространяются одной фирмой по отношению к другой фирме (фирмам). Это бывает в тех случаях, когда производятся однородные товары, выполняются одинаковые работы, оказываются такого же рода услуги. Чтобы подорвать предпринимательскую деятельность, конкурирующая сторона пытается дискредитировать то, что делается другой стороной. Например, торговое предприятие А с целью получения приоритета в торговой деятельности ложно утверждает, что реализуемая торговым предприятием Б обувь на самом деле изготовлена не той фабрикой, которая указана в сопроводительных документах. И наоборот, указывается, что пользующаяся спросом обувь именно этой фабрики реализуется торговым предприятием А.
Применительно к этому может служить и ложное утверждение о том, что предприятие Б выпускает товары на устаревшем, изношенном оборудовании в то время как на предприятии А установлены новые, отвечающие современным требованиям станки и оборудование.
Третьим подпунктом обозначены указания или утверждения, использование которых может ввести в заблуждение относительно характера товара, оказываемых услуг и т.п. конкурента. В данном случае слова «указания», «утверждения» законодателем воспроизведены без слова «ложные».
Следовательно, указания и утверждения могут быть истинными, но они могут ввести в заблуждение. Например, следует утверждение конкурента, что поступившее сырье, из которого должен быть изготовлен товар, некачественное, не соответствующее требуемым стандартам, кондициям и т.п., что на самом деле соответствует действительности. Однако производитель собирается изготовлять товар не из этого сырья, а из сырья, соответствующего требуемым параметрам. Другими словами, такого рода действия конкурирующей стороны совершаются по существу без вины.
Что касается четвертого пункта, то им предусмотрены те действия, которые противоречат требованиям действующего законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности. Здесь речь идет о нормах, указанных в Гражданском кодексе Республики Беларусь, а также о нарушении антимонопольного и другого законодательства о конкуренции.
Поскольку перечисленные действия противоречат законодательству, обычаям, затрагивают основы нравственности, они применительно к излагаемому и составляют недобросовестную конкуренцию, т.е. идет посягательство на объекты интеллектуальной собственности. Такого рода действия конкурента считаются противозаконными и являются основанием для привлечения его к ответственности.
Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции предусмотрена ст. 1030 ГК. В соответствии с этой статьей лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. Кроме того, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.
В свою очередь, привлечение к ответственности должно базироваться на соответствующих правовых установках, опираться на нормы, обеспечивающие защиту против недобросовестной конкуренции, пресечение и предупреждение монополистической деятельности. С другой стороны требуется наличие норм, направленных на создание условий, способствующих развитию конкуренции. Ведь в конечном итоге разумная конкуренция – это хорошие высококачественные товары, выигрышные услуги. Улучшение качественных показателей товара, низкие его издержки привлекают на сторону создателя такого товара (услуги) и потребителя.
Таким образом, борьба за конкурентоспособный товар – это борьба за потребителя.
Этапным, положившим начало этой борьбы, является Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Он содержит в себе:
- во-первых, организационные и правовые основы ограничения пресечения и предупреждения монополистической деятельности;
- во-вторых, базовые установки, направленные на создание условий для развития конкуренции, как основы функционирования эффективного товарного рынка;
- в-третьих, требование тесной увязки всего этого с защитой прав потребителя.
Конкурентная борьба должна тесно сочетаться с правом на добросовестную конкуренцию. В случае нарушения этого права, потерпевшая сторона вправе прибегнуть к защите, которая может выражаться не только в требовании добросовестного конкурента прекращении противоправных действий, опубликования опровержения распространенных ложных утверждений, составляющих содержание недобросовестной конкуренции, но и возмещения причиненных убытков.
Литература
1. Комментарий к Гражданскому Кодексу Республики Беларусь. Кн. 2 / Отв. ред. В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624 с.
2. Положение о комитете по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.1997 № 1349 // Собрание декретов, указов и постановлений. – 1997. – № 29. – Ст. 947.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментариями и обзором практики хозяйственных судов / Д.П. Александров [и др.]; под общ. ред. В.С. Каменкова. – Минск: Дикта, 2004. – 1136 с.
4. Гражданское право. Общая часть: Учеб. пособие / В.А. Витушко [и др.]: под общ. ред. В.А. Витушко. – Минск: Белорус. гос. экон. ун-т, 1998. – 284 с.
5. Гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Е.Ю. Валявина [и др.]: под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – Т.1. – 616 с.
6. Гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Н.Д. Егоров [и др.]: под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – Т.1. – 720 с.
7. Гражданское право: Учеб.: В 2 ч. / В.Н. Годунов [и др.]: под общ. ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2000. – Ч. 1. – 976 с.
8. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть / Д.А. Колбасин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – 496 с.
9. Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть / Д.А. Колбасин. – 2- изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2007. –784 с.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 3 кн. / В.Н. Годунов [и др.]: отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2004. – Кн. 1. – 544 с.
11. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 3 кн. / В.Н. Годунов [и др.]: отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. – Кн. 2. – 642 с.
12. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 3 кн. / В.Н. Годунов [и др.]: отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2006. – Кн. 3. – 596 с.
13. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь, 10 дек. 1992 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 8. –2/139; –2002. – № 138. – 2/903; –2008. – № 14. – 2/1414.
14. Идрис К. Интеллектуальная собственность – мощный инструмент экономического роста / К. Идрис. – М.: ФИПС, 2004. – 450 с.
15. Кудашов В.И. Управление интеллектуальной собственностью / В.И. Кудашов. – Минск: МИУ, 2006. – 200 с.
16. Серго А.Г. Основы права интеллектуальной собственности: курс лекций / А.Г. Серго, В.С. Пущин. – М.: Интернет – Ун-т Информ. Технологий, 2005. – 344 с.
17. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. / А.П. Сергеев. – М.: ТК Велби, 2004. – 725 с.
18. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 800 с.
Страницы: 1, 2