Право публичной собственности

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Основное изменение в сфере права государственной собственности заключается в прекращении существования единого фонда государственной собственности. Теперь имеется федеральная государственная собственность, государственная собственность субъектов федерации и муниципальная собственность. В последних двух случаях существует множественность субъектов, а, следовательно, множественность собственников. Этот процесс имеет политические основания, он закреплен Конституцией и нашел выражение и развитие в Гражданском кодексе, имея весьма значительные юридические последствия. Попутно можно заметить, что право государственной собственности как особый вид права собственности могло существовать только при единстве фонда государственной собственности. При отсутствии единого собственника, множественности носителей права государственной собственности, к которым примыкают еще и однотипные муниципальные собственники, объективная основа для конструирования государственной собственности как особого вида отпала.

Итак, государство непосредственно осуществляет функции собственника в отношении имущества, входящего в состав государственной казны. При этом закон устанавливает единые принципы для государственной казны Российской Федерации и субъектов федерации (ст.214 ГК) и казны муниципальных образований (ст.215 ГК).

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

Доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Проблема разграничения публичной собственности может быть разрешена в будущем двумя способами:

-совершенствованием нормативной базы (необходимо, в частности, принятие федерального закона, предусмотренного пунктом 5 статьи 214 ГК РФ);

-совершенствованием судебной практики посредством достижения ее единообразия и точного соответствия законодательству.

 


Глоссарий


№п/п

Новое понятие

Содержание

 

1

Гражданский кодекс

-сборник юридических норм, регулирующих частноправовые отношения граждан.

 

2

Гражданское право

-отрасль права, объединяющая правовые, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ним личные не имущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также норм развития экономических отношений.

 

3

Кодекс

-систематизированный свод законов.

 

4

Объект собственности


-пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

 

5

Право собственности

-система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления.

 

6

Правомочие пользования

-юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

 

7

Правомочие распоряжения

-юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

 


8

Публичное право


совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права).

9

Публичная собственность

-понятие, объединяющее государственную. и муниципальную собственность либо разные режимы государственной собственности и.

10

Собственность

-отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности

11

Субъект собственности


-активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

 


Список использованных источников

 

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». 2010.

2.   Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». 2010.

3.   Ахмедуев, А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности [Текст]/ А. Ахмедуев // Вопросы экономики. - № 1. - 2004. С.152

4.   Всероссийская научно-практическая конференция «Экономические реформы и управление собственностью» [Текст]. - М.: Нива России, 2006. - ISBN 978—5-699—37105—1

5.   Гутман, Г.В. Приватизация в социально-экономической структуре общества [Текст]/ Г.В. Гутман. - Владимир, ВГПУ, 2004. – 164с. – ISBN 5-282-02273-7.

6.   Гутман, Г.В. Собственность (сущность, формы, социальные последствия) [Текст]/Г.В. Гутман, Ю. Лапыгин. - Владимир, ВГПУ 2005. – 236с. - ISBN 5-8018-0147-2.

7.   Лексин В. Государственная собственность в динамике рыночных перемен [Текст]/ В. Лексин и др. - М.: РЭЖ № 10, 2003. – 397с. - ISBN 5-8018-0147-2.

8.   Ливщиц, А.Я. Введение в рыночную экономику [Текст]/ А.Я. Лившиц. - М.: Высшая школа, 2004. – 331с. – ISBN 5-16-002419-0.

9.   Российская экономика в 2008 году: Тенденции и перспективы [Текст]. - М.: ИЭПП, 2008. – 578 с. – ISBN: 5160022856.

10.            Сафаралиев, Г.К. К вопросу об управлении государственной собственностью [Текст]/Г.К. Сафаралиев. // Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" - №4 (9) - 2001. С-34



Список сокращений


ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

п. - пункт

ст. - статья

т.д. – так далее



[1] Гутман Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир, ВГПУ 2005. – С. 64.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». 2010.

[3] Там же

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». 2010.

[5] Лексин В. и др. Государственная собственность в динамике рыночных перемен. - М.: РЭЖ № 10, 2003. - С. 85.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». 2010.

[7] Ливщиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 275

[8] Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. //Вопросы экономики. - № 1. - 2004. – С.152.

[9] Российская экономика в 2008 году: Тенденции и перспективы. - М.: ИЭПП, 2008. - C. 372.

[10] Сафаралиев Г.К., К вопросу об управлении государственной собственностью // Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование". - №4 (9). – 2001. - С-34.

[11] Гутман Г. В. Приватизация в социально-экономической структуре общества. – Владимир: ВГПУ, 2004. – С.54.

[12] Всероссийская научно-практическая конференция «Экономические реформы и управление собственностью». - М.: Нива России, 2006.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты