Право, сила, принуждение: современный взгляд на их соотношение

В связи с этим в юридической литературе была разработана теория так называемой «логической структуры» правовой нормы. Суть ее в следующем: нельзя отождествлять статью закона (конституции, иного нормативного акта) и норму права. В одной статье закона может содержаться, допустим, не одна, а несколько норм; напротив, одна норма может быть «разбросана» по нескольким статьям закона либо формулироваться разрозненно в статьях не одного, а нескольких законов (нормативных актов), относящихся к источникам одной и той же либо нескольких отраслей права. Согласно теории логической (а не формально-юридической) структуры нормы права, «норма права» - 2 это собирательное понятие; компоненты, составляющие ее структуру, следует искать не в одной статье закона (Конституции), а в нескольких статьях либо даже в разных нормативных актах[20].

Представители этого направления полагали: «Всякая норма права обеспечивается мерами охраны», однако «меры принудительного характера, применяемые государством в целях обеспечения соблюдения требований юридической нормы» не во всех случаях «должны быть воплощены в санкции самой нормы. Они утверждали: нельзя согласиться с выводом, что меры принудительного характера, применяемые в целях обеспечения юридических норм, определяются только в санкции, являющейся «обязательным элементом всякой нормы», поскольку подобный вывод «построен на слишком упрощенном рассмотрении в действительности весьма разнообразных способов, при помощи которых государство обеспечивает принудительную охрану правовых норм».

Сторонники анализируемого направления аргументации связи нормативности с принуждением предлагали отказаться от классических определений формально-юридической структуры нормы права как трехэлементной; отказаться от представлений об обязательности включения в состав каждой нормы правовой санкции и от идентификации принуждения только с санкцией конкретной правовой нормы. По их мнению, к числу обязательных элементов структуры правовой нормы «относятся только гипотеза и диспозиция. Санкция же не обязательно должна входить в состав элементов данной нормы»[21].

В связи с этим О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский допускали три варианта, три модели обеспечения нормы права мерами государственного принуждения. В частности, они писали: «Иногда бывает так, что норма права обладает своей собственной санкцией, но, кроме того, она охраняется при помощи какой-либо другой нормы в целом, в том числе и при помощи ее санкций». «Возможны и такие случаи, - указывали они,- когда норма не имеет своей собственной санкции, но охраняется при помощи каких-либо других юридических норм, в том числе и при помощи санкций». И далее: «В особую группу следует выделить нормы, которые не имеют своей собственной санкции, но охраняются не какими-либо иными отдельными юридическими нормами, а всей системой действующего права, всей совокупностью его норм», т.е. всей совокупностью санкций.

Таким образом, в современных работах, посвященных соотношению права, силы и принуждения, эта проблема рассматривается, исходя из волевой составляющей этих явлений, что подтверждает идеи русского философа И.А. Ильина. В соответствии с ними право является носителем «психического принуждения», между тем как государство осуществляет физическое принуждение, ограниченное правом и реализуемое в правовых формах. Государственное принуждение выражено в санкции правовой нормы. Но не всякая норма права содержит ее, т.е. имеет классическую трехчленную структуру. В связи с этим выработано понятие «логической структуры нормы права»

3. Классификация мер государственно-правового принуждения в современном российском праве


Начать классификацию мер государственно-правого принуждения в современном российском праве следует начать с рассмотрения источников права, в которых они содержаться. Источники права определяют набор мер принуждения, применяемых в определенных отраслях права. В своей работе я хочу рассмотреть три отрасли права, которые имеют первостепенное значение для регуляции жизни общества, это конституционное, уголовное, административное право. Основными источниками права данном случае являются Конституция Российской Федерации, уголовный, административный кодексы.

Рассмотрим конституционное право, источник которого является базовым для остальных отраслей. Этой отрасли права нужно уделить больше внимания чем остальным, и не только потому, что она определяет основные устои нашей жизни, но потому, что ее особенностью является отсутствие мер государственного принуждения в непосредственном источнике права.

Конституция РФ является основным законом нашей страны. Она определяет основные (ключевые) позиции по устройству государства, но при этом не содержит мер государственного принуждения, которые бы обязывали исполнять этот закон. По моему мнению, это связано прежде всего с тем, что Конституция принимается не каким-либо законодательным органом, а всем населением страны, которое в принятии данного документа выражает свое мнение о государстве, в котором оно желает жить. А так как Конституция исходит непосредственно от народа, то в самом документе меры государственного принуждения излагать нет смысла. Однако это не означает того, что конституционное право, являющееся основным гарантом прав и свобод граждан, не обладает ими, лишаясь средств обеспечения свих норм. В соответствии с Конституцией государства строится вся система законодательства, закрепляются органы осуществляющие контроль и исполнение предписанных норм. Строящаяся на основе Конституции система законодательства делится на отрасли, с целью наиболее полного соблюдения прав и свобод человека, а также выполнения им предписаний определенных законом, для этого они имеют специфическую систему мер государственного принуждения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционное право не обладает собственными мерами государственного принуждения, однако для исполнения тех положений, которые закреплены Конституцией, создаются правовые акты, содержащие меры принуждения, которые относятся к остальным отраслям права.

Рассмотрим уголовное право. В ст. 43 УК РФ записано определение наказания. «Наказание - мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершение преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.»[22]

По своей сущности наказание является наиболее строгой формой государственного принуждения, его содержание выражается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Уголовное наказание обладает рядом специфических свойств: - предусмотрено только в уголовном законе и только за совершение преступления;  - уголовное наказание носит публичный характер - применяется судом от имени государства;  - отличается специфическим содержанием - связано с лишением или ограничением наиболее существенных прав и свобод человека;  - по характеру является только личным, то есть применяется непосредственно к лицу за совершенное им преступление;  - влечет судимость[23].

Целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение новых преступлений.

Все, предусмотренные уголовным законом, наказания расположены не хаотично, а образуют в своей совокупности единую систему, в которую входят наиболее эффективные и целесообразные меры государственного принуждения.

Система наказаний - совокупность установленных законом взаимосвязанных наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести[24].

Всего в систему наказаний входя тринадцать видов наказаний: а) штраф (ст. 44 УК РФ);  б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК РФ); в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ);  г) обязательные работы (ст. 49 УК РФ);  д) исправительные работы (ст. 50 УК РФ); е) ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ); ж) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;  з) ограничение свободы (ст. 53 УК РФ);

и) арест (ст. 54 УК РФ); к) содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ);

л) лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ);

м) пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ);

н) смертная казнь (ст. 59 УК РФ)[25].

Эта последовательность продиктована стремлением подчеркнуть гуманизм системы наказаний, где на первом месте стоит более мягкое наказание и только потом, более строгое.

Также в соответствии со ст.45 УК РФ все данные наказания делятся на основные и дополнительные.

Основные наказания несут в себе основное содержание принудительного воздействия на осужденного. Они применяются только самостоятельно и не могут быть дополнительными либо сочетаться друг с другом. (Лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и др.)

Дополнительные наказания применятся в сочетании с основными, носят вспомогательный характер, служат для полного и эффективного достижения цели наказания. (Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества)

Также некоторые виды наказаний применяются как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. (Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)

Уголовный кодекс РФ определяет, какие виды наказаний применятся в качестве основных (ч. 1 ст. 45 УК РФ) либо как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ч. 2 ст. 45 УК РФ) либо только в качестве дополнительных (ч. 3 ст. 45 УК РФ).

Рассмотрим административное право. В теории административного права выделяют четыре основных вида государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное и гражданско-правовое.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно применяется компетентными государственными органами и их полномочными представителями на основании норм административного права.

Административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности[26].

Для него характерно следующее: - применяется только на основе закона;

- применяется только к субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

- применяются как к лицам, так и к организациям;

- порядок их применения урегулирован нормами административного права и является составной частью административного процесса;

- множественность органов и лиц, его применяющих;

- правоограничения лиц, к которым применяются меры административного взыскания, менее ощутимы и суровы, чем те, которые сопровождают другие меры государственного принуждения (например, меры уголовного наказания);

- административное принуждение в значительной степени имеет также и профилактическое значение[27].

Меры административного принуждения очень разнообразны и обладают различными признаками, но они имеют одну цель - наказание правонарушителей и предупреждение административных правонарушений.

Все меры административного принуждения можно разделить по целевому назначению на три группы:

1)                административно-предупредительные меры;

2)                административно-пресекательные меры;

3)                меры административной ответственности.

Административно-предупредительные меры - это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, которые угрожают жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций. Они носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

К ним относятся: контроль и надзорные проверки; введение карантина; проверка документов, контроль и досмотр вещей; санитарный досмотр грузов; технический осмотр транспортных средств и т.п.

Администратиано-пресекательные меры - это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

В зависимости от целей, характера и объекта воздействия виды административно-пресекательных мер подразделяются на:

- меры, применяемые к нарушителю - физическому лицу (непосредственное физическое воздействие и т.п.);

- меры, применяемые к нарушителю - юридическому лицу

(приостановление деятельности предприятий или их закрытие и т.п.).

К ним относятся: меры имущественного характера (изъятие огнестрельного оружия и т.п.); меры технического характера (приостановление эксплуатации автотранспортных средств и т.п.); меры эпидемиологического характера (применяются органами Государственного комитета санитарного и эпидемиологического надзора); меры финансово-кредитного характера (наложение ареста на банковские счета организаций и т.п.).

Меры административной ответственности (взыскания) в отличии от других обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях закрепил следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие и конфискация предмета; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные работы; административный арест, выдворение и дисквалификация.

Таким образом, на примере российского права мы убедились, что норма права не всегда имеет трехчленную структуру (конституционное право), но исходя из «логической структуры правовой нормы» можно определить санкции, содержащие меры государственного принуждения. В других отраслях права мерами государственного принуждения являются наказание (уголовное право), административно-предупредительные, администратиано-пресекательные и меры административной ответственности (административное право). Применение этих санкций четко определены законом.


Заключение


Мы провели в курсовой работе исследование соотношения права, силы и принуждения. Этот вопрос начал волновать умы философов еще в древности, примером этому служат работы Аристотеля. В дальнейшем знания в этой области развивались и наиболее полно выразились в произведениях И. Канта. Также русские философы не обходили эту тему стороной. Наиболее развитыми в этом отношении выступают труды И.А. Ильина, непосредственно связывающие силу, выраженную в психическом принуждении, с правом.

На современном этапе развития взгляды на соотношение права, силы, принуждения представляются такими, что право и принуждение, как проявление силы государства, неразрывно связаны. Это можно увидеть, если рассматривать связь права и принуждения через их волевую составляющую. В этом случае «право, как возведенная в закон (государственно выраженная) воля властвующих можно представить в виде формулы: право как волевой феномен - это «материализация» психологического принуждения, которое обеспечивается, помимо прочего, силой внешнего воздействия (внешнего принуждения) - через аппарат публичной власти. Право является носителем «психического принуждения», между тем как государство осуществляет физическое принуждение, ограниченное правом и реализуемое в правовых формах. И здесь особую актуальность представляют работы И.А. Ильина.

Также идут исследования соотношения права, силы и принуждения в другом плане. Как выражается принуждение в праве? Принуждение выражается в санкции правовой нормы, но не всякая норма права имеет трехзвенную структуру. В этой связи разработано понятие «логической структуры» нормы права, которая была рассмотрена в курсовой работе. Между тем «развитое государственное право должно особенно тщательно регулировать применение силы, обеспечивать осуществление более эффективного наказания нарушителей»[28]. По этому, в курсовой работе мы рассмотрели меры правового принуждения в современном российском праве.

Для конституционного права России характерно то, что санкции в нем не определены. Они содержаться в других отраслях права, для которых определено понятие государственного принуждения.

В уголовном праве государственное принуждение определено через понятие наказания. Меры наказания четко прописаны. В административном праве принуждение выражено в административно-предупредительных, администратиано-пресекательных мерах и мерах административной ответственности.

Поэтому тема соотношения права, силы и принуждения остается актуальной проблемой современности, всестороннее изучение которой позволит более полно регулировать общественные отношения с помощью права, прибегая в этом процессе к силе и принуждению.


Список нормативных правовых актов и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 48 с. – (Кодексы и законы России).

2.     Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 160.

3.     Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль, 1999.-782 с.

4.     Лекции по Общей части уголовного права. - M.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.-192 с.

5.     Административное право для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224 с.

6.     Колотуша В.В. Ценностные основания деятельности силовых органов государства. Учебное пособие. -Голицыно: ГИ ФПС РФ, 1997. П90 с.

7.     «Силовое принуждение: история и современность». Тезисы Общероссийской научно-практической конференции. Голицыно, 17 мая 2006 года. - Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2006г. -112 с.

8.     Ллойд Д. Идея права. М., 2002. - 473 с.

9.     Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 2001. С. 163.

10.Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория

11.(Теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву)//Государство и право. - 2007. - №12. - С. 5-14.

12.#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль. 1999. С. 165.

[2] Там же. С. 117.

[3] Цицерон М.Т. Указ. соч. С. 131.

[4] Там же. С. 222.

[5] Там же. С. 77.

[6] Колотуша В.В. Ценностные основания деятельности силовых органов государства. Учебное  пособие. – ГИ ФПС РФ. 1997. С.21.

[7] Колотуша В.В. Указ. соч. С. 22.

[8] Там же. С. 23.

[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Там же.

[11] Там же.

[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (Теоретическая  формула отношения принуждения к государству и праву)// Государство и право. - 2007. -№12. С. 10.

[14] Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 9.

[15] Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 10.

[16] Братусь С.Н. Юридическая   ответственность   и   законность (Очерк теории). М., 2001. С. 47.

[17] Там же. С. 42-43.

[18] Там же. С. 48.

[19] Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 11.

[20] Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 12.

[21] Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 14.

[22] Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 14.

[23] Лекции по Общей части уголовного права. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. С. 122.

[24] Там же. С. 123.

[25]  Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 14.

[26] Административное право для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 99.

[27] Там же. С. 99-100.

[28] Ллойд Д. Идея права. М, 2002. С. 44.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты