Право собственности и другие вещные права

Муниципальные образования (городские, сельские поселения и другие  административно-территориальные образования) являются собственниками, отличными от государства. Муниципальные образования также могут  иметь общую (долевую) собственность как с другими, собственниками, так и с государством или частными юридическими лицами.

Государственная собственность остается важным компонентом в экономике почти всех

высокоразвитых  стран. В Азербайджане, несмотря на широкую приватизацию, сохраняется высокий удельный вес государственной собственности в народном хозяйстве страны. Круг объектов права государственной собственности неограничен. Среди них выделяются объекты собственности государства, приватизация которых запрещена. Указанное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота. Вместе с тем вряд ли правильно утверждение, что имущество государственной казны, ядовитые и наркотические вещества относятся к объектам исключительно  права государства1. Средства государственного бюджета (относящиеся к государственной казне) могут быть выделены в соответствии с законом о государственном бюджете для поддержки субъектов малого предпринимательства, включая граждан – индивидуальных предпринимателей.

Наркотические вещества входят в состав многих лекарственных препаратов и продаются по рецептам. Ядовитые вещества соответствующей  концентрации являются товарами народного потребления, (используемые, например, для уничтожения грызунов, насекомых). Земля и другие природные ресурсы являются государственной собственностью в той мере, в какой они не находятся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Имущество, не относящееся к исключительной собственности государства, законодательно не определено. Им может быть в принципе любое имущество. Здесь действует метод исключения: если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то являются государственной собственностью.  Так что ничьей земли быть не может: если ничья, то государственная2.

Исключительной собственностью Азербайджанской Республики являются земля и недра, внутренние и территориальные воды, континентальных шельф, растительный и животный мир, воздушный бассейн в пределах территории республики. Земля может быть передана Азербайджанской Республикой ее гражданам в частную собственность.

Азербайджанской Республике согласно Закону «О собственности Азербайджанской Республики» принадлежит право собственности на свою долю в имуществе, созданном в СССР, включая алмазные фонды и золотой запас.

К Государственной собственности Азербайджанской Республики также относятся находящиеся на ее территории предприятия всех отраслей народного хозяйства, системы энергетики, транспорты и связи, государственный жилищный фонд, культурные ценности, ________________________________________________________________________

1.        Мушинский В. О. «Гражданское право» М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2002, стр. 74                    

 2.     Гражданское право. Ч.1 М.: 1997 ст. 297

государственные банки,  финансовые и кредитные ресурсы, ценные бумаги и другое имущество, необходимое для осуществления задач, стоящих перед Азербайджанской Республикой как суверенным государством. Также государственной собственностью Азербайджанской Республики, согласно ст. 10 Законодательства Азербайджанской Республики, являются предприятия или их части, расположенные на территории других государств, созданные за счет  государственных финансовых ресурсов

Земельным кодексом Азербайджанской  Республики установлено, какие земли изъяты из гражданского оборота, а какие ограничиваются  в обороте. Изъяты из гражданского оборота (а значит, не могут быть объектом гражданских сделок) земли государственных природных заповедников и национальных парков, зданий и сооружений, занятых Вооруженными Силами, органами МНБ, объектами организаций государственной охраны, объектами, относящиеся к использованию атомной энергии и др.

Имущественный фонд государственной собственности подразделяется на: имущество, составляющее собственность субъектов государства, и имущество, составляющее государственную собственность. Каждый субъект АР имеет свой имущественный фонд. При этом АР не отвечает на обязательствам субъектов, а субъекты не отвечают по обязательствам Государства и друг друга.

Закон допускает общую (долевую) собственность Государства и одного или нескольких его субъектов или общую собственность двух или более его субъектов.

Особыми объектами права государственной собственности (как государственной , так и субъектов Азербайджанской Республики) считаются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями – юридическими лицами.

Мы знаем, что все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Однако  оно не является собственником имущества акционерного общества, потому, что  это имущество является не общей собственностью акционеров, а собственностью как самостоятельного юридического лица.

Даже если государству принадлежат все 100% акций? Даже в этом случае, не говоря уже о тех, где наряду с государством имеются другие акционеры. Здесь  мы наблюдаем парадокс: собственность как экономическое отношение не совпадает с правом собственности. Экономически государство – собственник такого предприятия, оно контролирует всю его деятельность. Юридически же оно имеет право собственности «лишь» на пакет акций, которые может продать (и продает), заложить и совершить другие сделки. Такая акционерная форма предприятий позволяет государству привлекать в эти предприятия частный капитал, продавая часть своих акций, либо продать весь пакет акций с аукциона, с публичных торгов, которые имеют еще одно название – тендер.

Акционерные общества с государственным капиталом (даже стопроцентным) не следует

смешивать с государственными унитарными и казенными предприятиями, все имущество которых являются государственной собственностью. В юридической литературе также существуют вещные права, производные от государственной и муниципальной форм собственности. Об их субъектах и самих вещных правах я изложу далее.

Как уже отмечалось, государство и муниципальные образования могут закреплять свое имущество за теми или иными предприятиями и учреждениями, оставаясь при этом, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо    правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ведения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Обычно это коммерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринимательскую деятельность в интересах государства или муниципального сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, действуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в балансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник. Его распорядительные функции ограничены: предприятие не имеет права совершать какие бы то ни было сделки с закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, в том числе и продукцией, оно распоряжается самостоятельно.

Вспомним, однако, что предприятие как имущественный комплекс в целом является недвижимым имуществом, куда включаются не только недвижимые объекты (земельные участки, здания и т.д.), но и те объекты, которые, будучи взяты в отдельности, относятся к категории движимого имущества (оборудование, инвентарь, продукция, сырье и даже долги). Ясно, что при определении распорядительных функций унитарного предприятия недвижимость понимается в узком или точном смысле слова (земля, здания, сооружения и т.п.), иначе предприятие будет вообще лишено самостоятельного распоряжения каким бы то ни было имуществом. Иными словами, объектами самостоятельной распорядительной деятельности унитарного  предприятия можно признать объекты, составляющие его оборотные средства и оборотные фонды, а также часть основных фондов – оборудование, которое может быть без ущерба отделено от недвижимости и заменено. Речь идет о станках, автоматических линиях и т.д.

Существует и другая зависимость государственного или муниципального предприятия от собственника. Последний: решает вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятия, является его единственным учредителем, определяет цели и задачи деятельности предприятия; назначает руководителя предприятия; контролирует использование и сохранность предприятия. Изъятие собственником закрепленного за унитарным  предприятием имущества допустимо лишь при реорганизации или ликвидации предприятия.

Имущество унитарного предприятия возрастает за счет накоплений прибыли и амортизационных  отчислений. Все новые объекты, приобретенные предприятием, становятся собственностью государства (муниципального сообщества). В настоящее время функции собственника от имени государства осуществляет Государственный комитет по имуществу (Госкомимущество) АР.

После уплаты налогов и выполнения обязательств перед собственником унитарное предприятие может самостоятельно распорядится остатком прибыли, использовав его как на накопление, производственные нужды, так и на потребление, то есть социальные нужды работников предприятия. Однако если предприятие построит на эти деньги жилой дом, детский сад или поликлинику, то эта недвижимость становится собственностью государства (муниципального сообщества), хотя и поступает на баланс  предприятия, то есть в его хозяйственное ведение.

Другим вещным правом, производным от государственной или муниципальной собственности, является право оперативного управления имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся: предприятия, выпускающие продукцию, которую разрешено производить только на государственных предприятиях; производящие продукцию, более 50% которой приобретает  государство; не подлежащие приватизации.

         Право оперативного управления также включает в себя передачу собственником предприятию или учреждению правомочий владения и пользования имуществом, закрепленным за этим казенным предприятием. Распоряжение имуществом ограничено. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только совей продукцией, если это не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собственником. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять излишнее, неиспользованное имущество.Таким же ограничениям подвергается и право учреждения распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете.  И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно вправе распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитываются на отдельном балансе учреждения. В качестве примера можно привести платное обучение в государственных вузах сверх конкурентного норматива студентов, научные исследования, выполняемые научными институтами и лабораториями по заказам промышленных предприятий.

Разумеется, на казенные предприятия и учреждения распространяются и те права собственника, которые касаются унитарных предприятий (контроль за использованием имущества, реорганизация, ликвидация и т.д.).ГКАР упразднил право юридических лиц или граждан создавать предприятия и учреждения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты