Право собственности на автомобиль

Следует развеять одно распространенное заблуждение. Гражданские права на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление автомобилем (так называемые права автовождения). Гражданин может не иметь ни навыков автовождения, ни водительских прав, но, тем не менее, вправе иметь в собственности, залоге или на всяком ином праве любое количество автомашин любой стоимости и в любом состоянии. Более того, гражданин может пребывать в состоянии, когда ему в принципе не может быть предоставлено право автовождения (несовершеннолетие, недееспособность), однако это не является препятствием для того, чтобы быть собственником автомобилей. И наоборот - наличие водительских прав никоим образом не обязывает гражданина приобретать автомобиль, он вполне может использовать свои права для езды на чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем правил дорожного движения, в том числе и те, которые могут послужить основанием для лишения права автовождения (неправильная парковка, проезд на "красный свет", превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование указания дорожного знака и т.п.), не могут служить основаниями для изменения, ограничения и тем более - прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль. То же самое относится и ко всем иным административным правонарушениям, связанным с автомобилями, в частности, неуплате или недоплате налоговых или таможенных платежей.

Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права автовождения (субъективного административного права) путем изъятия водительских прав. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с водительскими правами адекватной категории, запретить продавать данный автомобиль или иным образом им распоряжаться, против воли собственника отогнать его на "штрафную стоянку", чинить фактические препятствия в пользовании (например, путем установки блокиратора колес), подвергнуть автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя ни в коем случае. Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными. Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (т. е. устранить нарушения его правомочия владения), а ст. 304 ГК - потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и не связанных с лишением владения.1


3. Автомобиль с точки зрения публичного права


Прежде всего остановимся на составе "автомобильного" административного законодательства, его содержании, проанализируем причины его существования и роль, которую эта отрасль законодательства должна играть.

Основу российского "автомобильного" законодательства составляет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Непосредственное отношение к вопросам о правах и обязанностях лиц, участвующих в гражданских правоотношениях по поводу автомобилей и их частей, имеют его ст. 15-20, 24-29. Для понимания сути данного Закона (и "автомобильного" законодательства в целом) важна также ч. 2 ст. 1 Закона, в которой определено, что "задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий".

Итак, и цель, и природа публичного "автомобильного" законодательства определены. Действительно, даже в гражданском праве, в такой его подотрасли, как деликтное право, автомобиль квалифицируется как источник повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК). Причинение вреда деятельностью, связанной с эксплуатацией источника повышенной опасности, предполагает особые (гораздо более обременительные) условия наступления гражданско-правовой ответственности за этот вред. Вполне естественной поэтому является охрана государством не только публичного порядка, но также прав и интересов частных лиц, которые могут пострадать от неправильного, неумелого или преступного использования источников повышенной опасности третьими лицами. Именно предотвращение и предупреждение нарушений субъективных гражданских прав и охраняемых законом имущественных и личных интересов граждан, а также имущественных прав и интересов государства и организаций цель публичного "автомобильного" законодательства.

Причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) могут стать не только действия лица, управлявшего автомобилем, но и действия (бездействие) собственника автомобиля (не содержавшего автомобиль надлежащим образом, выпустившего автомобиль на линию в неисправном состоянии и т.п.); действия (бездействие) лиц, осуществлявших техническое обслуживание автомобиля (установка некачественных или несертифицированных запасных частей, некачественное выполнение ремонта и т.п.). Поэтому "автомобильное" законодательство предусматривает целый ряд административно-правовых обязанностей, которые должны нести как собственники автомобилей, так и лица, управляющие ими и обслуживающие автомобили.

Следовательно, те нормы "автомобильного" законодательства, которые возлагают на определенных законом лиц обязанности, исполнение которых имеет целью обеспечить охрану частных прав и законных гражданско-правовых интересов государства и частных лиц, иными словами, нормы, которые определяют юридическое бремя содержания автомобиля как источника повышенной опасности для окружающих, должны быть признаны по общему правилу необходимыми и обоснованными. Оценивать отдельные подобные нормы можно только применительно к конкретным способам их толкования и применения.

К сожалению, "автомобильное" законодательство в России пытаются приспособить для достижения ряда других, отличных от перечисленных в Законе целей. Существующие в этом законодательстве институты и конструкции государство применяет для охраны собственных интересов, интересов отдельных чиновников, их групп и структур, а также для облегчения исполнения ряда собственных публично-правовых обязанностей. И интересы, для отстаивания которых прибегают к нормам "автомобильного" законодательства, далеко не всегда законны. Подобные нормы необходимо изменять или просто беспощадно с ними расставаться, а до того момента, пока законодательный механизм сработает, решительно бороться с порочной практикой применения данных норм.

Можно указать несколько основных направлений подобного "нецелевого" использования норм "автомобильного" законодательства.

Во-первых, автомобиль является достаточно емким (сравнительно с доходами граждан) объектом вложения денежных средств. Вместе с тем эта капиталоемкость не перевешивает тех преимуществ, которые дает автомобиль, т.е. не столь велика, чтобы затруднить все более широкое распространение автомобилей среди населения. Сочетание двух этих обстоятельств делает автомобиль и все, что с ним связано, благоприятным объектом для налогообложения.

Основные виды налогов, взимаемых с владельцев автомобилей, определены Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее Закон). Их четыре:

а) на реализацию горюче-смазочных материалов,

б) на пользователей автомобильных дорог,

в) с владельцев транспортных средств,

г) на приобретение автотранспортных средств.

Первые два и последний налоги взимаются только с организаций, второй и последний - также с граждан-предпринимателей, а третий - как с организаций, так и с граждан-предпринимателей и рядовых граждан.

Налог с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона) уплачивается ежегодно. Ставки этого налога, установленные Законом, могут изменяться законами субъектов Российской Федерации. Ставка данного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно составляет 50 коп. в год, свыше 100 л.с. - 1 руб. 30 коп. в год. Учитывая то, что рядовые граждане-автомобилисты не уплачивают налога на пользователей автодорог, взимание ежегодного налога за право иметь транспортное средство и пользоваться им (ездить на нем по дорогам общего пользования) представляется справедливым. Остается желать лишь отмены нормы п. 3 ст. 6 Закона, устанавливающей, что "регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств... без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога  не производится".


4. Нормы о регистрации (учете) автомобилей


На основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и в целях приведения Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения в соответствие с нормами действующего законодательства действуют правила Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (с изменениями от 30 июня, 29 июля 1997 г., 7 июля 1998 г.).

Настоящие Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок государственной регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев.

В Государственной инспекции не регистрируются транспортные средства, изготовленные из составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей, которые не прошли сертификацию на соответствие действующим в Российской Федерации правилам, нормативам и стандартам в порядке, установленном законодательством.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, а также снять их с учета по месту регистрации перед прекращением права собственности либо в случаях изменения места регистрации.

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении каких-либо сведений, указанных в выданных подразделениями Государственной инспекции, в которых совершены регистрационные действия, регистрационных документах, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном приказом МВД России от 21 июля 1993 г. N 346 (зарегистрирован в Минюсте России 22 июля 1993 г. N 310).

Транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30 июня 1997 г. N 399/388/195 и настоящими Правилами, и в справке-счете, выдаваемой организацией - изготовителем транспортных средств, организацией, осуществляющей торговую деятельность, гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства. Регистрация транспортных средств, снятых с учета в связи с изменением их места регистрации (без прекращения права собственности), а также возобновление регистрации снятых с учета транспортных средств в связи с изменением волеизъявления собственников, производится на основании паспортов транспортных средств.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты