Атрибуция права собственности на полученную информацию при освоении месторождений в режиме СРП объясняется тем, что все затраты недропользователя компенсируются за счет добытой продукции, принадлежащей государству, в отличие от режима, предусмотренного Законом РФ «О недрах», когда получение геологической информации осуществляется за счет средств недропользователя. Таким образом, форма собственника на геологическую информацию определяется формой собственности на добытую продукцию.
Как любой объект гражданских прав, информация имеет не только собственника, но и стоимость, рыночную или другую цену. Несколько иначе обстоит дело с геологической информацией. На ее получение тратятся значительные средства, причем в течение всего процесса недропользования. Однако практически никогда не осуществляется калькуляция стоимости той или иной геологической информации.
4 Государственная система лицензирования в сфере недропользования
Принципиально новыми статьями Закона РФ « О недрах» по сравнению с ранее действующими «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» являлись статьи, посвященные становлению государственной системы лицензирования, т.е. единого порядка предоставления лицензий на пользование недрами, включающего информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О недрах» является обеспечение:
· Практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ
· Социальных, экономических, экологических и др. интересов населения, проживающих на данной территории, всех граждан РФ.
· Равных возможностей всех юридических лиц и граждан получении лицензии.
· Развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере недропользования.
· Необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Лицензионный порядок предоставления недр в пользование широко применяется за рубежом. Причем в одних странах лицензия трактуется как чисто разрешительный документ, а в других как соглашение между владельцем недр (государством) и недропользователем. В российском варианте лицензия занимает промежуточное положение между этими крайними подходами. Ряд условий лицензии, такие как срок ее действия, границы участка недр, уровень добычи полезных ископаемых, устанавливается по решению органов государственного управления. Другие условия являются предметом соглашения между органами, выдающими лицензию, и недропользователем. [1]
5 Основания предоставления права пользования недрами
Правопользования недрами может быть получено пользователем (статья .10.1 Закона РФ «О недрах») на основании:
Важнейшим принципом государственной системы лицензирования недрами в современной России является принцип состязательности при определении владельца лицензии. Реализация этого принципа достигается путем проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр.
Решение о проведении таких конкурсов или аукционов, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр.
Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается (статья 16 Закона РФ «О недрах») на Федеральный орган управления Государственным фондом недр его территориальные подразделения, которые осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов и предоставлением лицензий, согласовываются условия лицензии с Государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, Государственными органами охраны окружающей среды, органами Государственного горного надзора, а в части, касающейся платы за пользование недрами, с Государственными органами управления экономикой.
При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший технические решения, наиболее экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды.
При аукционной системе победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами.
Оценка соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом. Формирование экспертных комиссий и определение победителя конкурса из числа предприятий-заявителей, получивших положительное заключение экспертной комиссии, производится органами представительной власти субъекта РФ и Федерального органа управления Государственным фондом недр или его территориальным подразделением.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия – это документ на бланке установленной формы с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.
Лицензия удостоверяет право ее владельца пользоваться участком недр (с определенными границами и в течение установленного срока) с целью:
· Геологического изучения недр
· Разработки месторождений полезных ископаемых
· Использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств
· Использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
· Образования особо охраняемых геологических объектов и др.
Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статья 12 Закона РФ «О недрах» определяет, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
§ Данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основания предоставления лицензии.
§ Данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами
§ Указания пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование
§ Указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами
§ Сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на Государственную экспертизу)
§ Условия, связанные с платежами, взимаемые при пользовании недрами, земельными участками, акваториями
§ Согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье
§ Соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами
§ Условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ
§ Порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель [4]
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и формы договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском или без риска), а также может дополнятся иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Законодательством определено, что участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
На определенный срок недра предоставляются в пользование для:
Геологического изучения – на срок до 5 лет
Добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр
Добычи подземных вод – на срок до 25 лет
Добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр – на срок до 1 года
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей
6 Виды лицензий на право пользования недрами
Лицензия на геологическое изучение недр – удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.
Лицензия на добычу полезного ископаемого – дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии
Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений - не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.
Лицензия на право образования особо охраняемых объектов – имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы.
Лицензия может быть выдана на несколько видов пользования недрами.
Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в Федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации.
После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участка недр. [8]
7 Разовых платежей за пользование недрами
Налоговый кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 31 июля 1998 г. №146-ФЗ, установил систему налогов и сборов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Платное пользование ресурсами недр является одним из принципиально новых положений в горном праве современной России.
Все платежи, предусмотренные Законом РФ « О недрах», могут быть разделены на две группы:
Платежи, не зависящие от вида пользования недрами
Платежи, зависящие от вида пользования недрами.
В первую группу входят: сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, плата за право пользования геологической информацией, плата за пользование земельным участком.
Вторая группа включает: платежи за право разведки месторождений полезных ископаемых, платежи за право добычи полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизные сборы, платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, платежи за право пользования акваторией и участками морского дна (в пределах территориального моря). [9]
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
Акцизы на отдельные виды минерального сырья
Налог на пользование недрами
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
К числу местных налогов и сборов (статья 15) относится земельный налог.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами.
Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств (статья 43.1). В Постановлении Правительства РФ от 3тавгуста 1992 г. №540 «О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах» указано, что геологическая информация о недрах (за исключением информации регионального, научного или методического содержания), полученная в результате проведения геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РФ, реализуется на экспорт только в рамках международных конкурсов (аукционов) на право проведения геологоразведочных работ и освоение месторождений полезных ископаемых.
Плата за право пользования земельными участками. В Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1, указано, что плата за пользования земельными участками, предоставляемыми совместно с лицензиями на право пользования недрами, устанавливается в соответствии с Законом РСФСР « О плате за землю», а также другими законодательными актами РФ и субъектами РФ. Плата за право пользования земельным участком взимается с пользователя недр в следующих видах:
Земельный налог (для собственников земли, землевладельцев и землепользователей);
Арендная плата (для арендаторов).
Платежи за право пользования недрами взимается следующим образом:
Платежи за право проведения поисковых и разведочных работ взимается в форме разовых или регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Величина платежей зависит от экономико-географических условий, размеров участков недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, геологической изученности территории и степени риска. Размеры ставок платежей за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых составляет от 1 до 2% от договорной (сметной) стоимости работ. Размеры ставок платежей за право разведки месторождений полезных ископаемых составляет от 3 до 5% от договорной (сметной) стоимости работ. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимается;
Платежи за право добычи полезных ископаемых взимается в форме разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Размеры платежей определяются видом полезного ископаемого, количеством и качеством запасов, природно-географическими, горнотехническими и экономическими условиями освоения месторождения, степенью риска. Эти платежи включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, которые ежегодно устанавливаются планами горных работ данного предприятия и согласовываются с органами Государственного горного надзора.
Платежи за право на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимается в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяется размерами участками недр, предоставленного в пользование, полезными свойствами участка недр и степень экологической опасности при его использовании. Размеры ставок платежей составляют 1-3% сметной стоимости объекта.
Порядок и условия взимания платежей за право пользования недрами устанавливается Правительством РФ, а окончательные размеры – при предоставлении лицензии на пользование недрами. Плата за право пользования недрами (статья 43) может взиматься в следующих формах:
Денежных платежей
Части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр
Выполнение работ или предоставление услуг.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производит все пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств (статья 44). Эти отчисления по существу стали основным централизованным источником финансирования работ по выявлению новых месторождений и приросту запасов полезных ископаемых. Установление этой правовой нормы связано с тем, что финансирование геологоразведочных работ постоянно сокращается, а это в свою очередь ведет к снижению темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. [5]
Список используемой литературы
1. Федеральный закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. 2395-1 (ред. От 30.12.2008 г.)
2. «Положение о порядке лицензирования пользования недрами» от № 118-ФЗ (в ред. От 26.06.2007)
3. Постановление Правительства РФ « О плате за геологическую информацию о недрах» от 25.01.2002 г. № 57 (ред. От 23.03.2005 г.)
4. Федеральный закон « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 123-ФЗ (ред. От 30.12.2008 г.)
5. Приказ Министерства РФ «Об утверждении методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами» от 30.09.2008 г. № 232 (вместе с «Методикой расчета минерального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами»)
6. Приказ Роснедра «Об утверждении временных методических рекомендаций по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр» от 17.06.2005 г. № 688.
7. Певзнер, М.Е. Горное право / М.Е. Певзнер. – М.: МГГУ, 2006. – 375 с.
8. Егоров, П.В. Горное право: учеб. Пособие / П.В. Егоров; ГУ КузГТУ. – Кемерово., 2004. – 156 с.
9. Решетилова, Т.Б. Горная рента в механизме управления использования недр / Т.Б. Решетилова – М: МГГУ, 2002. 180 с.