Право Украины в период десталинизации (1954 - середина 1960-х годов)
Вариант №21
Тема: «Право Украины в период десталинизации (1954 - середина 1960-х годов)».
План
1. Кодификация законодательства.
2. Гражданское право.
3. Трудовое и колхозное право.
4. Уголовное право.
Литература
1. Кодификация законодательства
Командно-административная система с ее жесткой централизацией довольно быстро перевела правовую систему на рельсы мирного времени. В первые послевоенные годы сохраняется тенденция приоритета союзного законодательства, а во многих случаях союзные законы принимаются как законы прямого действия. Нормой правотворчества стало принятие совместных с партийными органами нормативных актов в наиболее важных сферах общественной жизни. Продолжается усиление праворегулирующей роли высших органов партии.
11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, который по новому перераспределил компетенцию в сфере законодательства между Союзом ССР и союзными республиками. Согласно этому закону в ведении Союза ССР сохранялось право установления основ законодательства в судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства, а в ведение союзных республик передавалось принятие законов об устройстве судов, гражданских, уголовных и процессуальных кодексов.
Принятие данного закона фактически основало новый этап кодификации общесоюзного и республиканского законодательства, основой которой стал принцип органического единства в развитии союзной и республиканской государственности, поскольку область законодательной деятельности является одной из наиболее характерных областей деятельности государства. Но эта положительная черта кодификации стала одновременно и негативной. Вся кодификационная самостоятельность республик сводилась к выработке таких кодексов, которые бы строго отвечали содержанию общесоюзных основ.
Переход к мирному строительству нуждался в развитии гражданского оборота. 14 декабря 1947 г. принимается постановление Совета Министров СССР ЦК ВКП(б) о денежной реформе, которая отменила карточную систему. Была ликвидирована коммерческая торговля и вводилась продажа товаров по единым Государственным ценам. Однако эта реформа обесценила трудовые сбережения граждан, поскольку розничные цены увеличились почти втрое.
2. Гражданское право
Серьезные изменения произошли в жилищном праве. С целью ускорения восстановления жилищного фонда Президиум Верховного Совета СССР 26 августа 1948 г. принял указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». В соответствии с указом, каждый гражданин мог купить или построить в городе или за его пределами на праве личной собственности одно- или двухэтажный дом не больше, чем из 5 комнат. Земля под застройку отводилась в бессрочное пользование.
Неоднозначной была жилищная политика государства в годы десталинизации. С одной стороны, указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 г. отменил административное выселение из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, которые прекратили с ними трудовые отношения, и вводил судебный порядок выселения. С другой стороны, ограничивается право личной собственности на жилье. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1958 г. установил, что общая жилая площадь в домах, которые строят граждане на праве личной собственности, не может превышать, как правило, 60 кв.м.
С расширением прав союзных республик увеличивается количество объектов права государственной собственности. Часть фонда этой собственности направлялась на усиление колхозов. С целью облуживания государственной и кооперативной собственности МТС были ликвидированы, а их техника вводилась гражданский оборот. Колхозы приобрели право покупать сельскохозяйственную технику.
Была введена новая форма социалистической собственности — собственность общественных организаций.
Развитие имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, которые регулировались отдельными нормативными актами, настойчиво нуждалось в обобщении этих актов, приведении их в систему. После принятия Закона от 11 феврали 1957 г., в соответствии с которым издание Гражданского кодекса было отнесено к компетенции союзный республик, в Украине приступили к подготовке кодификации гражданского законодательства.
18 июня 1963 г. Гражданский кодекс УССР был утвержден Верховным Советом УССР. Он состоял из восьми разделов: общие положения; право собственности; обязательственное право; авторское право; право на открытие; изобретательское право; наследственное право; правоспособность иностранцев и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений.
В 1953 г. был ликвидирован запрет браков между гражданами СССР и иностранцами. В этом же году Президиум Верховного Совета УССР внес изменения и Кодекс законов о семье, браке, опеке и актах гражданского состояния УССР, которые предусматривали обязанность родителей содержать своих детей до достижения ими совершеннолетия.
3. Трудовое и колхозное право
Переход к мирному труду дал возможность отказаться от методов трудового регулирования, характерных для военного времени.
Прежде всего были ликвидированы трудовые мобилизации и возобновлена система организованного набора рабочей силы на основании договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Постановление Совета Министров УССР от 21 августа 1948 г. рекомендовало заключать трудовые договоры на срок не менее двух лет. Еще до этого, 4 февраля 1947 г., Совет Министров УССР принял постановление о возобновлении коллективных договоров между администрацией предприятия и комитетами профсоюзов.
Уголовная ответственность за самовольное оставление предприятий и учреждений, а также за прогулы без уважительной причины была отменена только 21 апреля 1956 г.
Постепенно возобновлялись довоенные нормы, которые регулировали рабочее время. Были отменены ежедневные трехчасовые сверхурочные работы. С 30 июня 1945 г. восстанавливаются очередные и дополнительные отпуска, начинается выдача денежной компенсации за отпуска, которые не были использованы в войну.
В годы десталинизации происходит дальнейшая демократизация трудового права. С 1957 г. было восстановлено право рабочих по собственному желанию прекращать работу, предупредив об этом администрацию за две недели до указанного ими срока оставления работы.
13 декабря 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР издает указ «Об усилении охраны труда подростков», которым запрещалось принимать на работу подростков, которым не исполнилось 16 лет. Соответствующие изменения были внесены в Кодеке законов о труде УССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1956 г. было проведено сокращение рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни на два часа.
С 1958 г. большая часть предприятий и учреждений переводится на семичасовой рабочий день. В 1960 г, в этом режиме работали уже все предприятия и учреждения. Для рабочих, занятых на подземных работах, устанавливался шестичасовой рабочий день.
Наконец, произошли изменения в пенсионном законодательстве. 14 июля 1956 г. Верховный Совет СССР принимает Закон «О государственных пенсиях», Закон устанавливал порядок назначения и выплаты пенсии по старости, инвалидности, при утрате кормильца, а также военнослужащим и их семьям. Право на пенсию по старости имели мужчины — по достижении ими возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — при достижении ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Для лиц, которые работали на подземных работах или в других тяжелых условиях эти показатели понижались.
Важную роль в улучшении жизненного уровня населения сыграло Положение о помощи по государственному социальному страхованию, утвержденное Советом Министров СССР от 22 января 1955 г. На повышение роли профсоюзных органов в трудовом регулировании было направлено Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г.
Задачи повышения производства сельскохозяйственной продукции требовали усовершенствования норм колхозного права.
Большинство нормативных актов, которые принимались в это время, были направлены на улучшение организации и деятельности колхозов.
Однако усовершенствование колхозного строя проходило по шаткому пути. Летом 1950 г. развернулось широкое движение за объединение мелких колхозов. 1С концу 1950 г. их количество в УССР уменьшилось на 42%.
Как и ранее, колхозники не имели паспортов, что придавало их труду принудительный характер. Орудием зависимости колхозов от государства оставались МТС. Только в 1958 г. МТС были реорганизованы в РТС, которые уже не являлись владельцами сельскохозяйственной техники. Последняя была распродана колхозам за довольно высокую цену. Вследствие реорганизации МТС обязательные поставки сельхозпродукции были отменены. Устанавливалась единая форма заготовки сельхозпродукции — закупка ее у колхозов. Были повышены заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты.
С 1958 г. начала вводиться денежная оплата работы колхозников. В этом же году колхозники, наконец получили паспорта. В 1959 г. приступили к очередной кампании против личного хозяйства колхозников. Снова сокращались размеры приусадебных участков, количество скота в частном пользовании и прочее.
4. Уголовное право
Развитие уголовного права в первые послевоенные годы характеризовалось аннулированием норм военного времени.
В ознаменование победы Президиум Верховного Совета СССР 7 июля 1945 г. принял указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Были освобождены от отбытия наказания лица, приговоренные к лишению свободы сроком до 3 лет. От отбытия наказания полностью освобождались лица, приговоренные за преступления, связанные с условиями военного времени, а также условно. Наполовину сокращался срок наказания для лиц, приговоренных на срок более 3 лет.
Следующая амнистия была объявлена 27 марта 1953 г. От отбытия наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, мужчины — старше 55 лет, женщины — старше 50 лет, несовершеннолетние — до 18 лет, а также лица с неизлечимыми болезнями. Приговоренным на срок более 5 лет наказание сокращалось наполовину. Важное значение имела амнистия граждан, которые сотрудничали в годы войны с немцами (сентябрь 1955 г.). Ведь немало украинцев, особенно жителей западных областей, нередко беспочвенно обвиненных в «пособничестве врагу», были высланы в Сибирь или другие отдаленные районы СССР. Тогда же были досрочно освобождены немецкие военнопленные, приговоренные советским судом за совершенные ими в годы войны преступления.
26 мая 1947 г. принимается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». За преступления, предусматривающие смертную казнь, «водилось наказание в виде лишения свободы на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях.
Однако вскоре, указом от 12 января 1950 г., смертная казнь была восстановлена к предателям Родины, шпионам, диверсантам.
Более жесткими становятся уголовные нормы, направленные на борьбу с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности, против социалистической и личной собственности.
Десталинизация принесла сужение сферы уголовной ответственности. Больше внимания стал обращать законодатель на предотвращение преступности.
Вместе с тем, законодатель усилил наказание за преступления против жизни. 30 марта 1954 г. принимается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство», которым было восстановлено применение смертной казни к лицам, совершившим умышленное убийство.
В соответствии с законом от 11 февраля 1957 г., 25 декабря 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые состояли из четырех разделов и содержали 47 статей. Основы определяли задачи и основы уголовной ответственности, порядок действия уголовных законов во времени и пространстве, раскрывали содержание преступления, устанавливали перечень наказаний, порядок их назначения и др. Фактически Основы содержали в себе общую часть уголовного кодекса.
28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовный кодекс УССР. В него полностью вошли союзные Основы, Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления.
Важнейшими положениями этого Кодекса были:
—отказ от принципа аналогии в уголовном праве;
—провозглашение вины единственным основанием уголовной ответственности;
—повышение возраста уголовной ответственности до 16 лет, а за тяжкие преступления, до 14 лет;
—положение о том, что закон, который устранял или смягчал наказание, приобретал обратную силу, а закон, который устанавливал наказание или усиливал его, обратной силы не имел;
—уменьшение количества общественно опасных деяний, которые закон квалифицировал как преступные;
—уменьшение видов наказаний;
—объявление смертной казни исключительной мерой наказания;
—снижение максимального, с 25 до 15 лет, срок лишения свободы;
—восстановление практики условного осуждения;
—назначение наказания только по постановлению суда;
—индивидуализация наказания;
—усиление борьбы с рецидивной преступностью. В целом, главные положения Уголовного кодекса УССР 1960 г. говорили о значительной демократизации уголовной политики государства.
Литература
1. История государства и права Украинской ССР (под ред Б.М. Бабий). – К., 1987.
2. Гончаренко В.О., Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права Украины. Выпуск 1. – К., 1993.
3. Хрестоматия по истории государства и права СССР: дооктябрьский период (под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова). – М., 1990.
4. История государства и права Украины в вопросах и ответах. – Ч. 2. – Х.: «Одиссей», 2003.
5. Верк Н. История советского государства. – М., 1997.