Право Украины в период формирования административно-командной системы (30-е годы)
Вариант №17
Тема: «Право Украины в период формирования административно-командной системы (30-е годы)».
План
1. Основные черты гражданского права;
2. Характеристика трудового права;
3. Колхозное и земельное право;
4. Уголовное право и процесс.
Литература
1. Основные черты гражданского права
Ликвидация НЭПа привела к существенным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. Главными направлениями развития гражданского права были охрана социалистической собственности и усовершенствование договорных отношений.
На укрепление плановых начал народного хозяйства было направлено постановление ЦИКа и СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. Им отменялись вексельный оборот и коммерческое кредитование. Отныне расчеты между хозяйственными организациями проводились только через банк. Фактически это привело к ликвидации хозрасчета, хотя в официальных документах он упоминался еще довольно долго. Проведению принципа плановости в работе транспорта способствовал Устав железной дороги СССР, который был утвержден постановлением СНК СССР от 10 февраля 1935 г., и Воздушный кодекс СССР от 7 августа 1935 г.
Характерным для данного периода было усиленное развитие договорных отношений. Постановления СНК СССР о заключениях договоров принимались ежегодно. Эти акты были важными источниками договорного права. Они определяли общие формы договорных связей и определяли конкретное содержание договоров.
Договоры, как правило, заключались в рамках плановых заданий, что давало возможность конкретизировать плановые задания. Категорически был запрещен односторонний отказ от выполнения договора и одностороннее изменение его условий.
Конкретизируются отдельные виды договоров. Так, во второй половине 30-х годов основной формой договора поставки становятся прямые договоры, которые не устанавливали прав и обязанностей сторон. Этот недостаток был ликвидирован в 1937 г., когда обязательным стало определение основных условий поставки.
На усиление ответственности субъектов государственной и кооперативной собственности было направлено постановление ВУЦИКа и СНК УССР «О сроках исковой давности» от 19 ноября 1934 г. Оно устанавливало единый полуторагодичный срок исковой давности в спорах между государственными, кооперативными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями. Постановление предусматривало также специальные исковые сроки. Так, шестимесячный срок исковой давности устанавливался по спорам о взысканиях штрафов, пени и неустойки, если эти споры подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Сокращенный годовой срок исковой давности применялся в спорах, которые возникали из договоров перевозок.
Большое внимание уделялось также укреплению собственности кооперативных объединений. Постановление ЦИКа и СНК УССР от 24 августа 1935 г. запрещало принудительное изъятие любого имущества кооперативных организаций. Регулирование гражанско-правовых отношений физических лиц также претерпело изменения. Поскольку всякая частная деятельность была ликвидирована, то и связанные с ней имущественные права на основании ст. 1 ГК УССР законом больше не охранялись.
2. Характеристика трудового права
Постановление ВУЦИКа и СНК УССР от 25 февраля 1931 г. внесло ряд изменений и дополнений в Кодекс законов о труде УССР 1922 г. Был завершен процесс перевода работников промышленности и транспорта на 7-часовой рабочий день. Большинство предприятий и учреждений было переведено на беспрерывную рабочую неделю, а рабочие и служащие получали день отдыха по очереди в разные дни недели. Заработная плата выплачивалась в зависимости от профессиональной квалификации работника, по твердым фиксированным ставкам или по тарифным сеткам, разработанным для каждой отрасли промышленности. Основными формами оплаты были сдельная, почасовая и премиальная. Характерной была суровость мероприятий направленных на укрепление трудовой дисциплины рабочих и служащих. По постановлению ВУЦИКа и СНК УССР от 22 ноября 1932 г. неявка на работу без уважительной причины, хотя бы в течение одного дня, влекла за собой увольнение с работы с лишением права пользоваться квартирой, предоставленной в доме данного предприятия или учреждения. В отдельных отраслях народного хозяйства СССР были приняты уставы о дисциплине: на железнодорожном транспорте (1933 г.), в органах юстиции (1933 г.), на водном транспорте (1934 г.), в органах связи (1935 г.).
В Украине 11 сентября 1935 г. СНК УССР утвердил Устав о дисциплине рабочих и служащих коммунальных электростанций и электросетей УССР.
В 1938 г. постановлением СНК СССР на всей территории страны вводятся единые трудовые книжки, в которых фиксировалась вся трудовая деятельность работника. С целью морального стимулирования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1938 г. вводится звание Героя Социалистического Труда, а также медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
3. Колхозное и земельное право
Проведение коллективизации внесло существенные изменения в колхозное и земельное право.
1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах по укреплению социалистической перестройки сельского хозяйства в районах» сплошной коллективизации и борьбе с кулачеством», которое запрещало аренду земли и использование наемного труда в сельском хозяйстве, а также вводило конфискацию у кулаков средств производства. 5 апреля 1930 г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили постановление «О запрете арендовать землю и применять наемный труд в единоличных хозяйствах в районах сплошной коллективизации». Аренда земли в этих районах не допускалась. Областные исполкомы получили право конфисковывать имущество кулаков и высылать их за пределы районов и округов.
Большое внимание уделялось созданию машинно-тракторных станций (МТС). Наличие государственных МТС было способом экономического контроля над колхозами, подобно тому, как партийный аппарат, ГПУ и комнезамы представляли собой способы политического давления. Количество МТС возрастало очень быстро. Начиная с октября 1930 г. и до конца 1932 г. в Украине каждые два дня появлялась новая МТС. В конце 1932 г. было создано 592 МТС. Они играли ведущую роль в колхозном строительстве, особенно после создания политотделов МТС.
Проведение сплошной коллективизации нуждалось в обеспечении правового регулирования деятельности колхозов. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли Примерный устав сельскохозяйственной артели. Он определял, прежде всего, порядок принятия в члены артели. Запрещалось вступление в колхозы кулаков и иных лиц, лишенных избирательных прав. Уничтожались все межевые знаки, создавался единый земельный фонд колхоза, который ни при каких обстоятельствах не мог уменьшаться. Устав устанавливал бессрочное пользование колхозов землей. От крестьян, которые вступали в колхоз, требовалось обобщение принадлежащих им средств производства. В личной собственности колхозного двора разрешалось иметь одну корову, некоторое количество мелкого скота и птицы. Приусадебные участки оставались в пользовании колхозного двора.
Положения Примерного устава развивали Временные правила трудового распорядка в колхозах, утвержденные совместным постановлением СНК УССР и I ЦК КП(б)У 8 апреля 1933 г. Этот акт предусматривал дисциплинарную ответственность колхозников за невыход на работу без уважительных причин.
Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников, который прошел 11 февраля 1935 г., одобрил новый Примерный устав сельскохозяйственной артели. Он был утвержден совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г. И хотя Устав принимался как примерный, большинство его норм было обязательным для всех колхозников.
В Уставе 1935 г. были определены минимальные и максимальные размеры приусадебных участков для всего СССР, а также указывалось на количество скота, которое может иметь в личной собственности колхозный двор.
22 мая 1935 г. СНК УССР и ЦК КП(б)У приняли постановление, которое определяло порядок принятия колхозами устава сельскохозяйственной артели, а также устанавливало размеры приусадебных участков в каждой из областей Украины и количество голов скота, которое мог иметь колхозный двор.
Но приусадебное хозяйство не вписывалось в теорию социалистического коллективного сельского производства. 28 мая 1939 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по охране общественных земель колхозов от разбазаривания». В нем приусадебное хозяйство объявлялось злом, которое отвлекало колхозника от работы в колхозе. Постановление требовало немедленно провести обмер приусадебных участков и отобрать все излишки земли. Для каждого колхозника постановление устанавливало обязательный минимум трудодней (60-100 трудодней в год). Фактически, это было введением государственной панщины. Тот, кто не выполняя этот минимум, выбывал из колхоза и терял право на приусадебный участок.
4. Уголовное право и процесс
Для развития уголовного права 30-х годов характерным было ужесточение мер наказания. Именно в эти годы в сфере уголовного и уголовно-процессуального права произошли серьезные деформации, которые полностью разрушили гарантии прав личности и уголовном судопроизводстве. В этом ракурсе прежде всего назовем постановление ЦИКа и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности», которое вошло в историю уголовного законодательства как Закон от 7 августа 1932 г. Он был принят по инициативе Сталина. Юридическая пресса того времени, называя этот закон историческим, цитировала слова Л. Кагановича о том, что «такие законы живут десятки и сотни лет». Закон от 7 августа 1932 г. считал любого преступника, который посягал па общественную собственность, врагом народа, а борьбу с такими преступлениями объявлял главной обязанностью каждого гражданина. В соответствии с этим законодательным актом разворовывание социалистической (государственной и колхозно-кооперативной) собственности наказывалось расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах» — лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. К таким преступникам не могла применяться амнистия. За горсть зерна, принесенного с поля голодающей семье, колхозник получал срок. В ряде районов Украины дело дошло до того, что Закон от 7 августа 1932 г. применялся даже в случаях срезания колосков единоличниками на собственном поле. В народе этот драконовской акт окрестили «законом о пяти колосках».
Широкая практика применения данного закона повлекла за собой резкий рост числа заключенных. Только за неполные пять месяцев после его принятия было осуждено 54 645 человек, с них 2 110 — к высшей мере наказания.
Закон от 7 августа 1932 г. устанавливал уголовную ответственность не только за разворовывание социалистической собственности, но и за антиколхозную агитацию, насилие и угрозу насилия по отношению к колхозникам. Мера наказания — лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.
Ряд нормативных актов был направлен на борьбу с хозяйственными преступлениями, частнохозяйственной деятельностью и спекуляцией. Так, постановлением ВУЦИКа и СНК УССР от 14 февраля 1930 г. УК УССР была внесена ст. 153-3, которая устанавливала уголовную ответственность за массовый, или систематический выпуск промышленными предприятиями недоброкачественных изделий. Постановлением ВУЦИКа и СНК УССР от 25 декабря 1932 г. вносились изменения в ст. 127 УК УССР, которая предусматривала наказание за спекуляцию. В новой редакции этой статьи спекуляция наказывалась, лишением свободы на срок не менее 5 лет с конфискацией всего или части имущества.
25 июля 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О дополнении уголовных кодексов союзных республик статьей об ответственности за обворовывание потребителя и обман Советского государства». В соответствующем постановлении ВУЦИКа и СНК УССР от 23 августа 1934 г. указывалось, что обвес и обмер покупателей наказывается лишением свободы сроком до 10 лет.
«Охота на ведьм», которая началась в 30-е годы, требовала создания соответствующих нормативных актов. 8 июня 1934 г. было принято постановление ЦИКа СССР об уголовном наказании за измену Родине. Постановление содержало довольно широкий перечень деяний, которые охватывались этим составом преступления. К ним относились: шпионаж, разглашение военной или государственной тайны, переход на сторону врага, побег или перелет за границу. За эти преступления была установлена высшая мера наказания — расстрел с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишение свободы сроком до 10 лет с конфискацией имущества.
Квалифицированным видом измены признавалась измена, осуществленная военнослужащим. Недонесение со стороны военнослужащего о подготовке или осуществлении измены наказывалось лишением свободы сроком до 10 лет. В случае побега военнослужащего за границу члены его семьи, которые знали о побеге, за недонесение наказывались лишением свободы сроком от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Другие совершеннолетние члены семьи предателя лишались избирательных прав и высылались в отдаленные районы Сибири на 5 лет, что грубо нарушало один из основных принципов уголовного права об ответственности и наказании только за совершение преступления.
На основании союзного Закона от 8 июня 1934 г. ВУЦИК и СНК 20 июля 1934 г. приняли постановление о дополнении УК УССР рядом статей об измене родине. Это постановление было полностью включено в УК УССР.
Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. увеличило срок наказания за особо опасные государственные преступления с 10 до 25 лет. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за посягательство на обороноспособность страны, за незаконный выпуск ценных бумаг, переплавку государственной разменной монеты, подделку паспортов, нарушение правил паспортной системы.
В 30-е годы фактически были ликвидированы все демократические принципы судопроизводства. В связи с этим особенно выделялось постановление ЦИКа СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или осуществлении террористических актов», которое получило название Закон от 1 декабря 1934 г. Это постановление было подготовлено в течение нескольких часов после сообщения об убийстве одного из государственных деятелей СССР Сергея Кирова. Этот чрезвычайный закон открыто попирал принципы устности, гласности, состязательности, справедливости, гуманизма. Следствие в делах о террористических актах ограничивалось 10-дневным сроком. Обвинительный акт вручался обвиняемому за 24 часа до рассмотрения дела в суде. Из процесса исключались прокурор и адвокат. Кассационное обжалование и предъявление ходатайств о помиловании в этих делах не допускались. Расстрел приводился в исполнение немедленно после объявления постановления.
Цинично звучат слова Вышинского о том, что Закон от 1 декабря 1934 г. не нарушал принципов советской демократии, что при его применении «обвиняемый остается носителем известных процессуальных прав, достаточно широких для защиты своих интересов».
С проведением массовых внесудебных репрессий связана также деятельность Особого совещания, которое было создано при НКВД СССР 10 июля 1934 г.
9 декабря 1934 г. было принято постановление ВУЦИКа «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс УССР». Указанные нормативные акты свидетельствовали о полном переходе к чрезвычайному порядку судопроизводства. Эти акты должны были стать правовой базой массовых репрессий.
В 1937 г. Сталин от имени ЦК ВКП(б) дал органам НКВД указание применять к арестованным физические методы воздействия — пытки, а в 1939 г. еще раз подтвердил эту директиву.
Литература
1. Історія держави і права (под ред. О.І. Рогожина). Частина 1. К., 1996.
2. История государства и права Украинской ССР (под ред Б.М. Бабий). – К., 1987.
3. Гончаренко В.О., Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права Украины. Выпуск 1. – К., 1993.
4. Хрестоматия по истории государства и права СССР: дооктябрьский период (под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова). – М., 1990.
5. История государства и права Украины в вопросах и ответах. – Ч. 2. – Х.: «Одиссей», 2003.