Правомерное поведение

Для общества и государства наиболее предподчительным из всех видов является социально-активное поведение.

2.2.2 Привычное поведение

Следование усвоенным правовым идеям и принципам становиться для человека во многих случаях само собой разумеющимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом, при котором личность не подвергает каждый раз анализу правильность тех требований, которые предъявляет к ней общество, а следует им без особых раздумий, без длительной борьбы мотивов.[24]

В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями и не превышает уровень правовых требований. Это повседневная служебная, бытовая или иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам.[25] Согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдает правовые нормы по привычке (привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в привычной обстановке), не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Для них правомерное поведение является само собой разумеющимся образом жизни. Так, водитель со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания своего поступка, хотя социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение. Оно формируется под влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов, стремления к порядку, спокойствию и справедливости, понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

Вывод. Ценность привычного поведения в исполнении нормативных предписаний, требующих проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона. Недостаток привычного поведения выражается в том, что имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла. Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится причиной, например, негативного восприятия радикальных реформ, происходящих сегодня в общественной жизни и пугающих многих своей новизной и непривычностью.[26]

Привычное поведение, как образец правомерного, для общества и государства на ряду с активным желательно.


2.2.3 Конформистское поведение

Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, несамостоятельность, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.), зависящим от чужого мнения.[27]

Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность. Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой — к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слыть белой вороной, поступать так, как поступают другие[28], боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

Истоки социального конформизма в России в недавней истории. Долгие годы, в силу существовавшего политического строя образцом советского гражданина была усреднённая личность – «винтик», своеобразный стандарт, основанный на том, что инициатива наказуема. Личные качества человека подавлялись властным авторитетом. Государство осуществляло всеобъемлющую опеку, жестко ликвидируя желание действовать самостоятельно, поступать в соответствии со своими внутренними убеждениями.[29] И до сих пор в нашем обществе ещё наблюдается социальная пассивность, имеющая в своей основе исторический конформизм. Современное российское правосознание, как и правовой дух, сохраняет многие психологические, юридические, идеологические «отметины» советского прошлого, что не позволяет констатировать окончательный ментальный разрыв с социалистической интерпретацией юридизма.[30] Созданная в 30-е годы модель тоталитарной государственности в полной мере отражала патерналистскую ментальную традицию, в соответствии с которой государство функционировало по законам большой патриархальной семьи. Механизм функционирования государственной машины базировался на безоговорочном подчинении власти в лице главы государства. Вместо выражения «царь-батюшка», которое отражало патернализм монархического периода, в лексикон обывателя вошли другие эпитеты: «родная партия», «отец народов» и т.д. С установлением в России тоталитарного режима право было окончательно дискредитировано, законность приобрела декларативный характер, правосудие превратилось в трагическую карикатуру. Конституционный фасад противоречил реальным принципам функционирования властного механизма. На протяжении всей советской истории право являлось по сути антиправом, что обусловило формирование ещё более деформированного правосознания населения. На современном этапе ещё прослеживаются рецидивы деформированного сознания, представляя собой препятствие на пути формирования правового государства и гражданского общества.[31]

Вывод. Ценность пассивного правомерного поведения человека заключается в том, что он сам не нарушает норм права и не разрушает социальные устои общества. Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, реализует в жизнь требования права. Недостаток его выражается в том, что у человека отсутствует твердая и четкая личная установка на соблюдение права. При изменении ситуации (переход поведения окружения от правомерного к неправомерному) возможна аналогичная смена правовой установки с правомерной на неправомерную. При пассивном поведении возможны нарушения предписаний законодательства другими людьми, в том числе и в отношении данного человека, придерживающегося пассивного правомерного поведения, который не станет обращаться в соответствующие органы за защитой своих нарушенных прав.

Но, тем не менее, конформистское поведение, как образец правомерного, не является для современного общества желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему.[32]


2.2.4 Маргинальное поведение

Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (маргинальный - находящийся на грани, пограничный).[33] Маргинальное - это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.[34]

В отечественной общественной науке за последний век в маргинальность как понятие в зависимости от социально-политической и экономической обстановки вкладывался различный смысл. Видные российские марксисты подобную терминологию использовали часто, например, о маргинализме буржуа в своей книге «Политическая экономия рантье» в 1914 г. пишет Н.Н. Бухарин. В СССР это понятие не применялось вплоть до конца 80-х годов. Исключение составляли обращения к проблеме маргинализма в капиталистических странах. Первое советское издание «Философского энциклопедического словаря» (1983 г.), давая определение маргинальности как социологического понятия, утверждало: «В советской литературе понятие «маргинальность» распространения не получило». Хотя, в научно-юридический оборот это понятие было введено впервые профессором В.В. Оксамытным в 1979 г. Сегодня в России, благодаря произошедшим переменам маргинальный статус стал нормой существования значительного числа людей.

Маргинальное поведение основано на мотивах страха ответственности, наказания. Оно характеризуется особым пограничным состоянием личности, обладающей предрасположенностью к совершению правонарушений, но единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания, боязнь осуждения со стороны близких, коллектива, окружения. Маргинальный тип правомерного поведения присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение закона, так как сознает невыгодность его нарушения. Таким образом, оно руководствуется личным расчетом или боязнью наказания, ответственности. Субъект может совершить правонарушение, если уверен в безнаказанности, но действует правомерно, если считает наказание неизбежным. Но в целом данный субъект неодобрительно относится к предписаниям закона, не признает, не уважает его, - лишь подчиняется ему (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, который может наложить штраф за безбилетный проезд). В правовом плане маргинальность характеризуется «промежуточным», переходным состоянием между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой обусловлено как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом.[35] Причинами могут быть нестабильность политико-правовой ситуации, существование необоснованных препятствий и ограничений на определённые виды деятельности, отсутствие во многих случаях четких границ между дозволенным и наказуемым.

Для маргиналов характерна деформация традиций, ценностных установок, социальных и правовых ориентиров. Среди лиц с маргинальными типом поведения принято выделять две группы:

1) группу риска, к которой относятся беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, безработные, безнадзорные несовершеннолетние. Например, в пост перестроечное время и после развала СССР, на территории современной России появилась большая армия мигрантов, беженцев, в основном из Северо-Кавказского региона, из государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Корея), из стран бывшего СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан).[36] Все эти люди, лишившись привычных условий существования, не всегда могут сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляют в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию, неуверенность в завтрашнем дне. Нелегальные мигранты, находящиеся вне контроля государственных органов страны пребывания, естественно находятся и вне их защиты, становясь тем самым легкой добычей криминалитета. Их готовность к совершению преступлений объясняется и тем, что в их среде очень мало людей, не нарушающих Уголовный кодекс, налоговое, трудовое, миграционное или иное законодательство и давно перешедших грань законопослушности.[37]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты