Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который, однако, так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей, закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда.
7 апреля 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Практика применения этой редакции высветила слабые стороны Закона и поставила вопрос о необходимости его совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999 г.) уточнил и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений. По тексту всего Закона, помимо нововведений и изменений, следует отметить исключение из него достаточного количества норм и положений, которые декларативны, утратили или не имели практического применения.
Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов.
2. Основные права потребителей и их гражданско-правовая защита
9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которая закрепила 8основополагающих прав потребителей : право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на качество; право на возмещение ущерба;1
Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей. Каждое право заслуживает самостоятельного рассмотрения .
2.1 Право потребителей на образование
Одним из общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно, чтобы человек знал как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо научить людей делать разумный и осмысленный потребительский выбор.
В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Однако в отличие от первоначальной редакции закона, в которой это право так и осталось простой декларацией, новая редакция содержит специальную статью, конкретизирующую право на образование и устанавливающую гарантии реализации этого права.
Для реализации права потребителей на просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Очевидно, что декларативная формулировка этой статьи предполагает дополнительные нормативные акты различных уровней, более детально регламентирующие порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.
Развитие системы потребительского образования — процесс долгий и сложный; он предполагает постепенное движение от предоставления потребителю информации до создания комплексной системы потребительского образования, охватывающей все ступени от дошкольного обучения до высшей школы.
2.2 Право потребителей на качество товаров(работ, услуг)
Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.
Этот принцип и реализуется в Законе РФ «О защите прав потребителей»,который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязаны передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.
Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.
Как следует из формулировки закона, установление срока службы –это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. К этому их подтолкнула сама жизнь. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложно-технических товаров. Поскольку специального законодательства о защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный возгораниями ущерб должны были нести изготовители. .Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня установление срока уже не редкость. Так, в августе 1995 г. Генеральным директором Волжского Автомобильного Завода был издан приказ, одним из пунктов которого на автомобили, выпускаемые ВАЗом, был установлен 6-летнийсрок службы. Впоследствии, по некоторым причинам, этот приказ был отменен, однако можно быть уверенным, что в ближайшее время срок службы на автомобили этого завода будет установлен[1].
Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, в соответствии с требованиями закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
Исходя из интересов безопасности граждан закон устанавливает правило, в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ)становится обязательным требованием для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы закона о сроке службы, закон вводит понятие «срок годности», т. е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары(работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.
Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый).
Установление гарантийного срока и определение его продолжительности является безусловным правом изготовителя и, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно.
Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.
Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача —заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе. Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом
СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров, сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора. Поняв это, многие компании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии, либо повышенными, по сравнению с действующим законодательством и другими фирмами, обязательствами перед потребителями в пределах этого срока.
Рынок диктует свои условия и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились и торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность при обрести товар с дополнительной гарантией или без нее.
Как правило, товары приобретаются для длительного пользования и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара. В соответствии с требованиями закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуски поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей, в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.
Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях, и право на замену товара.
2.3 Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы: мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров
(работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред; мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.
Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах иподлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации и метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров, является государственная система сертификации.
Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23