Правоотношения в сфере рынка ценных бумаг

Другой новой ценной бумагой стал золотой сертификат (содержащий 10 кг золота с пробой 0,9999), который начал выпускаться в 1993 г. Министерством финансов из расчета 40 % годовых в валюте. Однако движение и развитие его не было столь активным из-за высокой номинальной стоимости, в связи, с чем для большинства юридических лиц он был недоступен. С начала октября по конец 1993 г. было продано лишь 10% эмиссии, а основными покупателями золотых сертификатов стали крупнейшие на тот период банки: «Менатеп», «Российский кредит», «Промтсройбанк», а также Автоваз. Главная правовая цель этого сертификата - привлечение государством денежных средств для покрытия дефицита бюджета. Появление новых ценных бумаг означало поиск новых источников финансирования для развития предприятий и функционировании государства.

Новым этапом развития рынка ценных бумаг были появление и бурное развитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных фондов. Главный приоритет среди них заняли инвестиционные фонды, аккумулировавшие приватизационные чеки на общую сумму в 500-700 млрд. руб.[13]

Основным видом ценных бумаг продолжали оставаться государственные ценные бумаги. Недостаток рынка состоял в том, что на нем не было юридических посредников - в лице солидных брокерских фирм или инвестиционных банков, а также его аморфности.

Последовавший в августе 1998 г. финансовый кризис был связан, прежде всего, с ростом дефицита бюджета и увеличением государственного долга. Летом 1998 г. долг достиг 80% к уровню ВВП, а его процентное обслуживание - 35 % всех доходов бюджета. Подобное бремя страна не могла нести. Неизбежным итогом такого развития стали девальвация рубля и дефицит по внутренним и внешним долгам государства. Для рынка ценных бумаг это означало катастрофу. Все виды государственных ценных бумаг оказались обесцененными, а доверие инвесторов к государственной экономической политике значительно подорвано. Кризис 1998 г. разрушил российский рынок и муниципальных ценных бумаг. Главными причинами этого были падение производства в реальном секторе экономики, сокращение доходов населения, рост дефицита муниципальных бюджетов и курса доллара (последнее существенно затруднило покрытие внешнего долга)[14].

Восстановление рынка ценных бумаг было возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны и ее отдельных территорий.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права. Общую правовую базу организации и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг составляют нормы Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 которой гарантируют единство экономического пространства Российской Федерации, а также свободное перемещение финансовых средств наряду с товарами и услугами.

Эффективность реализации интересов участников рынка ценных бумаг и рыночной экономики в целом в значительной мере обусловлена уровнем его организационно-правового обеспечения – определением принципов регулирования в этой сфере, целей и функций регулятора, компетенцией органов государственной власти, осуществляющих управление рынком ценных бумаг, определением порядка и контроля деятельности профессиональных участников, установлением стандартов эмиссии ценных бумаг, объемом прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг России, которые определены ст.ст. 40-44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[15].

Центральное место в системе законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг занимают нормы гражданского права. Они содержат классификацию субъектов отношений на рынке ценных бумаг и определяют их правовой статус, устанавливают общие положения о правовом режиме ценных бумаг, их оборотоспособности, особенностях совершения сделок на рынке ценных бумаг, ответственности их участников, содержат ключевые положения относительно отдельных их категорий (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.). В развитие этих положений Гражданского кодекса РФ принят ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон «Об акционерных обществах»[16], Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[17]. Федеральный закон «О производственных кооперативах»[18], Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»[19], Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[20], Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»[21] и другие.

Важнейшие положения, касающиеся понятия и видов ценных бумаг, требований, предъявляемых к ценным бумагам, сосредоточены в главе 7 ГК РФ. В соответствии со ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся как те виды, которые прямо перечислены в рассматриваемой статье, так и другие, которые признаны таковыми законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к ценным бумагам иными актами. Наряду с классическими ценными бумагами в ст. 149 ГК РФ специально выделен особый тип ценных бумаг - бездокументарные ценные бумаги.

Нормы гражданского права определяют правила совершения сделок на рынке ценных бумаг, закрепляя как общие правила гражданско-правовых сделок, так и особенности гражданско-правовых договоров, заключаемых при приобретении (передаче) ценных бумаг (договора купли-продажи, мены, поручения, комиссии, доверительного управления и т.д.).

Кроме того, гражданско-правовые нормы устанавливают меры имущественной ответственности, а также иные меря защиты гражданских прав участников рынка ценных бумаг. Согласно статьям 15 и 393 ГК РФ устанавливается обязанность по возмещению убытков, причиненных нарушением права, в том числе права кредитора в обязательстве. В статье 12 ГК РФ отражены основные способы защиты гражданских прав. Кроме того, специальные нормы об ответственности за нарушение отдельных видов обязательств содержатся и в части второй ГК РФ.

Наряду с нормами конституционного, административного, финансового и гражданского права, составляющими основу правового регулирования рынка ценных бумаг, отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к деятельности на фондовом рынке, урегулированы нормами уголовного права.

Иерархическая структура законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг включает в себя как федеральные законы, так и значительное количество подзаконных нормативных актов.

Законодательное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг начало складываться сравнительно недавно и связано, прежде всего, с принятием и введением в действие ГК РФ, Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федерального закона «Об акционерных обществах».

Подзаконные акты в структуре рассматриваемого законодательства можно разделить на две категории. Первую категорию составляют правовые акты общего характера. К ним относится целый ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. К наиболее важным из них следует отнести Указы Президента Российской Федерации «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»[22], «О выпуске и обращении жилищных сертификатов»[23], «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечения прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетов на фондовом рынке Российской Федерации»[24], «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»[25], «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»[26] и некоторые другие.

Что касается постановлений Правительства Российской Федерации, то ряд важных вопросов, относящихся к развитию рынка ценных бумаг, нашел отражение, в частности, в постановлениях «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»[27], «О выпуске казначейских обязательств»[28] и других.

Во вторую категорию входят акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные вопросы, связанные с функционированием рынка ценных бумаг. К такого рода актам относятся постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Федеральной службы по финансовым рынкам), приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, различные нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Министерства по имущественным отношениям Российской Федерации и т.д.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти призваны решать специальные вопросы, касающиеся отдельных сторон правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Такие акты принимаются в пределах компетенции, предоставленной законом соответствующим федеральным органам[29].

К настоящему времени сформировалась судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с обращением ценных бумаг. Данная практика нашла свое отражение в следующих актах Высшего арбитражного суда РФ: Информационном письме Президиума ВАС «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным»[30], Информационном письме Президиума ВАС «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций»[31], Постановлении Пленума ВАС РФ от 03.03.1999г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции»[32].

Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется, прежде всего, за счет средств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути имеется препятствие – неуверенность населения – основного инвестора, заключающаяся в том, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском, связанным с недостаточными гарантиями защиты его интересов. В настоящее время реализуется концепция защиты инвесторов, которая конкретизирована в программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов разрабатываются разные методы их защиты. Одновременно обеспечиваются гарантии защиты прав эмитентов, а также установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.

 

1.2 Понятие и признаки ценных бумаг

Понятие ценной бумаги выявляется в результате анализа функций, выполняемых в гражданском и торговом обороте юридическими документами. Документ, который удостоверяет какое-либо субъективное гражданское право, может иметь для него различное значение[33].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты