Правосубъектность несовершеннолетних граждан
Введение
Актуальность темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права – активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.
Правовое государство характеризуется не столько формальным закреплением тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.
При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.
Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.
Несмотря на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения.
Проблемы детей имеют федеральное, а не местное, на уровне органов опеки и попечительства (далее ООиП) или иных органов местного самоуправления значение. Однако в механизм реализации гражданских права детей включатся именно эти органы, не имеющие в своем составе необходимой юридической службы.
Существование и прогрессирование угрозы правам несовершеннолетних является следствием отсутствия единообразного и действенного правового механизма защиты и реализации их прав в Российской Федерации, учитывающего особенности правосубъектности несовершеннолетних и их проявление в конкретных правоотношениях.
Решение многих проблем детей, как граждан, субъектов права, можно осуществить с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Актуальность темы определяется не только ее общецивили-зационным значением, угрожающей ситуацией с правами ребенка в России, но и интересом практического характера, который позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов гражданского права.
Степень разработанности темы. Теоретической основой ддипломной работы явились научные работы по общей теории права, теории гражданского права, таких ученых, как М.М. Агарков, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, А.М. Белякова, Я.Р. Веберс, А.В. Венедиктов, Н.В. Витрук, И.С. Вишневская, В.В. Галов, В.П. Грибанов, С.А. Зинченко, Т.И. Илларионова, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, П.В. Крашенинников, В.А. Лапач, В.Н. Литовкин, О.Г. Ломидзе, Н.И. Матузов, Д.И. Мейер, А.В. Мицкевич, К.И. Скловский, М.Ю. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина, Г.Ф. Шершеневич.
Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях исследованы в трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко.
Однако научные труды и статьи по избранной тематике не отражают всех существующих проблем, затрагивают лишь некоторые особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Многие фундаментальные работы были написаны по устаревшему сейчас законодательству и с учетом иной государственной политики и общественных подходов, выраженных в нормах объективного права, и поэтому не отвечают современным реалиям.
Объектом исследования являются правоотношения с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; деликтных).
Основной целью работы является исследования и совершенствования механизма участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– определить правовую форму и структуру правосубъектности;
– выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособности, дееспособности и иных элементов, восполняющих дееспособность несовершеннолетних);
– исследовать механизм «содействия в реализации прав несовершеннолетних» в конкретных правоотношениях с участием детей;
– разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путем реформирования нормативных правовых актов;
– выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.
Методы исследования. Автором использованы следующие научно-практические методы исследования: формально-логические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия; сравнительно-правовой; метод толкования; эмпирический метод.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Дееспособность несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних
Вопрос о сущности дееспособности как правовой категории до сих пор продолжает оставаться спорным в практике и в правовой теории.
Действующее законодательство определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В современное определение понятия дееспособности внесено существенное уточнение, подчеркнувшее динамику дееспособности.
Обладать дееспособностью – значит иметь способность совершать различные юридические действия: заключать договор, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред, за неисполнения договорных и иных обязательств. Из этого следует, что дееспособность рассматривается как собирательная категория, включающая в себя и способность к совершению правомерных юридических действий (сделкоспособность) и способность к ответственности за правонарушение (деликтоспособность), т.е. указанные две способности расцениваются как структурные подразделения единого понятия гражданской дееспособности.
Дееспособность установлена и представляется гражданами и другим субъектом права законодательством. Если бы дееспособность не была юридической способностью, то законодательство не могло бы ни представлять ее субъектом права, ни признавать ее за ними. Как естественная, психическая способность она существовала бы независимо от воли законодателя.
Обладать дееспособностью – значит иметь способность лично (через представителя) совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей. Исходя из этого, принято считать, что дееспособность включает, во-первых, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и, во-вторых, способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).
В соответствии с законом несовершеннолетние разделены на две возрастные группы, для которых устанавливается разный объем ограничения дееспособности.
Одна группа это лица в возрасте до 14 лет (малолетние), другая от 14 до 18 лет (несовершеннолетние).
В пределах первой группы выделены дети в возрасте до 6 лет, которые являются полностью недееспособными. Действующий ГК РФ устанавливает, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения (такой вывод вытекал из ст. 14 ГК РСФСР 1964 г.), а по достижении 6 лет (п. 2 ст. 28 ГК РФ). Следовательно, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными. Прямого указания на это в законе не содержится, но такой вывод вытекает из п. 2 ст. 28 ГК РФ.
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается в том, что они в праве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Мелкие бытовые сделки – это сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Из названных двух критериев, вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки.
Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей, других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий – незначительность суммы сделки. Не говоря уже о таких явлениях, как инфляция, и в условиях устойчивой экономики, всегда возникает проблема оценки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Подчас высказываются предложения установить конкретную сумму в законе, либо определять ее как процент от уровня дохода родителей и т.п., однако не одно из этих предложении не имеют отношения к смыслу правила, положенного в основу законодательного решения: незначительность означает, что для данного малолетнего с учетом его уровня развития, степени осознания значимости совершаемого им действия суд в каждом конкретном случае должен вынести свое решение о том, является ли для конкретного малолетнего совершенная сделка мелкой, т.е. незначительной по сумме или нет. Оба критерия мелкой бытовой сделки имеют оценочный характер. Сравните сделки, которые может совершать 6-летний, и сделки, которые в состоянии осознать и совершить 13-летний. Очевидно, что характер и размер мелких бытовых сделок у того и другого будут различными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14