Правовая база благотворительной деятельности

Законы о благотворительной деятельности приняты в 26 регионах страны, Закон "О меценатах и меценатской деятельности" регулирует эту сферу в Республике Саха (Якутия). Меценатство отличается от благотворительной деятельности своими социальными и культурными целями:

• мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием;

• мотивы меценатства - с социальной взаимопомощью и протекционизмом.

Цели благотворительности - в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов в сфере культуры, образования и науки. Понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства. Меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что возникает необходимость специально выделить его как культурную категорию и законодательно закрепить в Законе № 135-ФЗ. Нормативные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термины "меценатство", "безвозмездная помощь" применяются. Определение указанных понятий имеется в вышеупомянутом Модельном законе СНГ. Являясь страной - членом СНГ, Россия не может не учитывать содержащиеся в модельных законах стран - участниц СНГ рекомендации для разработки законопроектов в этой сфере. В целях развития меценатской деятельности в Российской Федерации и поощрения ее государством (включая установление государственной политики по налогообложению) требуется законодательное закрепление этого института. В этой связи Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в Закон № 135-ФЗ и НК РФ. Концепция проекта федерального закона разработана в рамках:

• Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.;

• Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2005 г.;

• федеральных целевых программ в указанных сферах деятельности. Законопроект направлен на реализацию положений ст. 39, 43, 44 Конституции РФ.

Основными задачами законопроекта являются:

• установление основ правового регулирования меценатской деятельности как разновидности благотворительности;

• определение форм поддержки меценатской деятельности органами государственной власти;

• стимулирование применения негосударственных средств поддержки в сферах культуры, образования и науки.

Основные идеи и цели законопроекта:

• формирование условий для сохранения и развития культуры, образования и науки, создания и распространения духовных ценностей в обществе, содействия развитию творческих и духовных начал личности;

• использование негосударственных средств и их привлечение к сохранению и развитию культурного достояния, образования и академической науки;

• реализация приоритетных программ (проектов) в указанных отраслях;

• поддержка профессиональной деятельности наиболее одаренных представителей культуры, образования и науки.

Предметом правового регулирования в законопроекте являются отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность, в т. ч. за счет финансового и морального поощрения, налоговой политики. Предполагается распространить нормы разрабатываемого законопроекта на физических и юридических лиц, в т. ч. Иностранных граждан; лиц без гражданства; международные организации, осуществляющие финансовую поддержку деятельности, направленной на сохранение и развитие культурного достояния Российской Федерации, развитие образования и науки. Законопроектом вводится понятие меценатской деятельности (поддержки), определяемой как бескорыстная, безвозмездная помощь граждан, организаций (в т. ч. иностранных), выполнение работ или оказание услуг в сфере культуры, образования и науки. Помощь, поддержка и развитие могут осуществляться меценатами единовременно, периодически или постоянно только на некоммерческой основе. Не являются меценатством помощь и поддержка в отношении социально значимых видов деятельности с целью извлечения прибыли (спонсорство); а также помощь нуждающимся и малоимущим, связанная с их жизнеобеспечением (благотворительность). Законопроект решает задачи установления правовых основ регулирования меценатской деятельности, выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. Меценатская деятельность по своей сути является видом благотворительной деятельности, характеризующейся спецификой объекта, на который та направлена, а именно социальной значимостью сферы культуры, образования и науки. Объекты меценатской деятельности - это культурное достояние и духовное наследие, учреждения культуры, искусства, образования и науки, на которые направлена финансовая, материально-техническая и иная поддержка. Осознавая важность благотворительности (меценатства) именно в области культуры, образования и науки, требуется обозначить дополнительные формы ее государственной поддержки в указанных отраслях, а именно:

• установление почетных званий и наград и их присуждение благотворителям;

• установление порядка увековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.

Разрабатываемый проект федерального закона призван защитить интересы тех лиц и организаций, которые действительно хотят участвовать в становлении отечественной культуры, образования и науки. По существу, речь идет о том, что человек или организация (меценат), отдающие свои средства в поддержку культурного строительства, развития образования и науки, помогают реализовать государственную политику в указанных отраслях. Система, в которой вложенные и, тем более, получаемые благотворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляется необоснованной. Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства, выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нести дополнительные расходы в виде налога Выделяя меценатскую деятельность как разновидность благотворительной деятельности, законопроект выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. В области социальных отношений применение положений законопроекта позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества. В политической сфере законопроект послужит цели реализации основных направлений государственной политики, в т. ч. обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствием принятия закона станет усовершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений в отраслях культуры, образования и науки.


3. Феномен русского меценатства

В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует изначально. Оно заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса – извлечение прибыли. Филантропия, наоборот, предполагает добровольный отказ от части прибыли, возвращение ее обществу, в котором эта прибыль добывалась путями праведными и не очень. В России она иногда оборачивается отказом от самой возможности вести бизнес – в пользу вечных ценностей. У нас принято ставить знак равенства между государственным и национальным достоянием. И абсолютно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и зыбкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом для интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучшего, как отменить эти льготы. Второй пример – постоянная угроза приватизировать памятники с кивком на положительный западный опыт. Истории, когда приватизировались старинные особняки, в большинстве случаев подтвердили неспособность новых хозяев ценить и охранять доставшиеся им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают Отечеству подарки вопреки государству, которое до сих пор не обзавелось законом о меценатстве. Быть меценатом в России – значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может иметь разные цели. К сожалению, понятие меценатства в большой степени дискредитировано в современной России. Хорошо, если, реставрируя храм, жертвователь замаливает грехи у Бога, а не пытается получить индульгенцию у власти. Исторические и духовные ценности далеко не для всех являются ценностями. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Порой трудно понять мотивацию меценатов. Меценатство - это показатель зрелости человеческой личности. До него надо вырасти. Когда российские олигархи удовлетворят все свои аппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когда они пресытятся богатством - вот тогда, возможно, и начнется настоящее меценатство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги к прекрасному.

Современное меценатство - корпоративное, по-преимуществу. Даритель здесь может не знать в лицо своих получателей, поскольку все предложения готовятся аппаратом. Нередко под таким решением стоит подпись одного директора, а реализацией благотворительного проекта могут заниматься уже другие люди. У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.


Заключение

Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, – всех тех сфер, которые способствовали процветанию Отечества и развитию прогресса. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена, навеки прославившие Россию. По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивалась отечественная наука, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформу всего театрального дела. Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. Меценатство в России в конце стало существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах. Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

 Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность- обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая. Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.


Список литературы


1.                 А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.

2.                 А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.

3.                 П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.

4.                 Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.

5.                 В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.

6.                 Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г. Стр 87

[2] Там же стр 89

[3] Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – http://moyamoskva.ru


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты