Правовая информация
1. Характеристики и структура правовой информации
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
В России в настоящее время нетоптимальной системы правовой информации. Юридические и физические лица (граждане) не в состоянии получить исчерпывающие данные о тех или иных нормативных правовых актах (федеральных законах и др.)[1].
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
В свою очередь, она подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1) Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющее ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 №781‑II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) Неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) Неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и др.).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
· круга государственных органов, организаций, учреждений;
· круга должностных лиц;
· всех граждан или некоторых их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и др.);
· того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
· конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального Прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствие с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одним актом над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствие с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствие с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на:
· законы (законы РФ и законы субъектов РФ) – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая Всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
а) законов РФ о поправках к Конституции РФ;
б) федеральных конституционных законов;
в) федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.
· подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во время исполнения законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.
Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
· международные договоры и соглашения – нормативный правовой акт, регулирующий отношения РФ с иностранным государством или международной организацией.
В соответствие с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
· внутригосударственные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами рФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами рФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
2) Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
– ненормативные акты общего характера;
– акты официального разъяснения;
– правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении и т.д.).
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994–1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
Информация индивидуально правового характера, имеющая юридическое значение – отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
· договоры (сделки);
· жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
· носят индивидуально-правовой характер;
· направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
1) материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
2) материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);
3) материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и др.);
4) образцы деловых бумаг;
5) комментарии законодательства;
6) научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
3. Компьютеризация расследования уголовных дел
Повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в настоящее время невозможно без интеграции в криминалистику новых информационных технологий, базирующихся в первую очередь на персональных компьютерах.
Использование средств компьютерной техники позволяет существенно повысить качество и результативность информационно-аналитической работы следователей и оперативных сотрудников при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых организационными группами и сообществами. Они могут быть полезными при решении самых различных аналитических задач, в первую очередь, связанных с составлением наиболее сложных процессуальных документов постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительных заключений, постановлений о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей.
Решение этой задачи предполагает использование не только текстовых редакторов, но и автоматизированных информационно-поисковых систем, позволяющих формировать текст и систематизировать собранную доказательственную информацию по эпизодам преступной деятельности, предметам преступного посягательства, лицам, привлеченным к уголовной ответственности и т.д. Нельзя не отметить, что время, затрачиваемое на составление обвинительных заключений, резко сокращается.
В процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений применяется как универсальное, так и специальное программное обеспечение. В частности, к универсальным программам общего назначения относятся:
1) системы подготовки текстов, предназначенные для набора и редактирования документов;
2) универсальные программы управления базами данных, перерабатывающие большое количество однотипной информации и систематизирующие ее по нужным признакам;
3) электронная таблица – электронный банк, в ячейки которого можно заносить не только текстовые символы, но и математические формулы, при этом расчеты производятся автоматически.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления разработки и применения компьютерных технологий в криминалистике:
1) автоматизация системы уголовной регистрации;
2) компьютеризация процесса расследования преступлений;
3) автоматизация процесса производства экспертиз и исследований.
В системе уголовной регистрации сосредоточен значительный объем информации, используемой правоохранительными органами в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. В этой связи повышение оперативности и эффективности обработки и выдачи информации находится в прямой зависимости от внедрения современных компьютерных технологий. Можно констатировать, что данной проблеме уделяется весьма существенное внимание.
В ходе расследования могут использоваться подсистемы информационного обеспечения работы следователей и сотрудников органов дознания с доказательственной и ориентирующей информацией для:
1) анализа информации по одному сложному, многоэпизодному уголовному делу, по которому к ответственности привлечено несколько человек. Здесь компьютер группирует информацию по преступным эпизодам, объектам, лицам, времени и месту совершения посягательств, типу собранных доказательств, что позволяет систематизировать все имеющиеся данные и в необходимых случаях структурировать их;
2) анализа информации по группе уголовных дел: приостановленных за отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; возбужденных по многочисленным фактам совершения преступлений, например, в условиях чрезвычайных ситуаций;
3) анализа информации о движении товарно-материальных ценностей, документов и др. Такой анализ совершенно необходим при проведении документальных ревизий, при расследовании многочисленных эпизодов, получения наркотических препаратов по отдельным медицинским рецептам, при расследовании преступлений в сфере банковской деятельности и т.д.
Расследуя посягательства, совершенные членами организованных преступных групп и сообществ, необходимо решать поисково-аналитические задачи, например путем составления схемы преступных связей в конкретной криминальной группировке. При использовании обычных графических схем это сделать зачастую не удается ввиду особой сложности и разветвленности преступных связей, имеющих межрегиональный, а то и международный характер. Современные компьютерные системы позволяют решить и эту проблемную задачу. Так, информационно-поисковая система «Спрут» специально ориентирована на выявление и моделирование связей в организованных преступных группировках. Она позволяет фиксировать также данные, отражающие качественные особенности таких связей (родственники, друзья, коррупционные отношения и др.).
Можно назвать и другие задачи, которые целесообразно решать с использованием компьютерной техники:
1) автоматизация деятельности следователей на стадии возбуждения и расследования уголовных дел (АРМ следователя);
2) автоматизация учета и контроля за расследованием уголовных дел в следственном подразделении (АРМ руководителя);
3) создание автоматизированных информационно-рекомендующих систем, содержащих типовые методики расследования отдельных видов преступлений;
4) фиксация обстановки места происшествия для для его компьютерной визуальной реконструкции с построением схем этого места;
5) автоматизация криминалистических учетов, в особенности дактилоскопических, и др.
Большинство из указанных задач наиболее эффективно решаются при использовании компьютеров, объединенных в локальные информационные сети, поскольку эффект системы всегда выше суммы эффектов элементов, ее составляющих. Важно отметить, что программно-технические средства обеспечивают при этом возможность доступа к базам данных нормативно-правовой информации, к оперативно-справочным, криминалистическим и иным учетам на всех стадиях следственной деятельности.
При этом, уже в начале оснащения органов предварительного расследования Следственный комитет при МВД России пошел по пути централизованной поставки в эти органы комплектов локальных информационно-вычислительных систем. Типовая локальная сеть состоит из одного файлового сервера и пяти-шести рабочих станций. К настоящему времени более половины следственных органов субъектов РФ имеет такие сети, объединяющие десятки и даже сотни компьютеров.
Список литературы
1. Консультант Плюс: Шаг за шагом (технология 3000). Руководство пользователя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Консультант Плюс, 2007.
2. Гаврилов О.А. – Курс правовой информатики. Учебник для вузов, М.: Изд-во НОРМА, 2000
3. Акопов Г.Л. Правовая информатика. Учебное пособие, изд. Дашков и К, 2008.
[1] Гаврилов О. А. – Курс правовой информатики. Учебник для вузов, М.: Изд-во НОРМА, 2000