Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания

Заявление о  продлении срока охраны,  каждый раз на десять лет, должно быть подано обладателем свидетельства  в  течение  последнего года его  действия.  По  ходатайству  заявителя  для продления срока действия свидетельства ему  может  быть  предоставлен  шестимесячный срок после  истечения  срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. 

Право  на  товарный  знак  является  абсолютным  и исключительным  субъективным  правом.  Это означает,  что только его владелец обладает  монопольной  возможностью  использовать  товарный знак  и  распоряжаться  им,  а  также  право запрещать использование товарного знака  другими  лицами.  Иными  словами,  никто  не  может использовать охраняемый  в  ЭР  товарный  знак  без  разрешения  его владельца.  Единственное  исключение   в   этом   плане   составляет использование  товарного  знака лицами в отношении товаров,  которые были  введены  в  хозяйственный  оборот  непосредственно  владельцем товарного знака  или  с  его  согласия.  Указанное  правило  выражает  известный  в  сфере   охраны промышленной собственности принцип исчерпания прав, в соответствии с которым возможности обладателя исключительного права  ограничиваются вводом изделий (товаров) в гражданский оборот,  который в дальнейшем осуществляется вне его контроля.

Сущность права на пользование товарным знаком  состоит в возможности его неограниченного хозяйственного использования   для   обозначения   производимых  и  реализуемых им товаров.  Использованием  товарного знака считается прежде всего применение его на товарах,  для которых  товарный  знак зарегистрирован, и(или) на их упаковке.  При этом лицом, применяющим товарный знак, может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право  предоставлено  на  основе  лицензионного договора.  При наличии уважительных причин не использования товарного знака в  такой форме использованием  может быть признано также применение товарного знака в рекламе,  печатных изданиях,  на вывесках,  при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в ЭР.

Использование товарного знака рассматривается законом не только как право,  но и как обязанность его владельца.

В частности,  ст.19 Закона ЭР  о  товарных  знаках  предусматривает возможность досрочного  прекращения  действия  регистрации товарного знака, которое  может  быть  полным  или  частичным.  Данный  вопрос решается  Апелляционной комиссией   по  заявлению  любого заинтересованного юридического или физического лица.  Основанием для этого  может быть не использование товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации  или  пяти  лет,  предшествующих  подаче такого заявления.

При решении    вопроса   о   досрочном   прекращении  действия регистрации товарного знака в связи с его не использованием могут  быть приняты  во  внимание  представленные  владельцем  товарного  знака доказательства того,  что  товарный  знак  не  использовался  по  не зависящим  от  него причинам,  например,  из-за стихийного бедствия, отсутствия  необходимого  сырья,  изменения   профиля   деятельности предприятия  и  т.п.  Достаточно  сложным  представляется  вопрос об объеме использования товарного знака,  достаточном  для  поддержания его  регистрации  в  силе.  В  литературе обычно предлагается  различать  две  его  стороны - количественную и качественную. В частности,  применение товарного знака на одном  или очень  ограниченном  числе  изделий  может быть признано достаточным использованием,  если  товарным   знаком   обозначаются   какие-либо уникальные  приборы  или  оборудование  либо  изделия,  пользующиеся ограниченным спросом.  Напротив, если товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых изделий,  но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов,  это может  быть  квалифицировано как недостаточное его использование.

Качественная сторона вопроса об объеме использования  товарного знака обычно  связывается  с  оценкой  соответствия перечня товаров, указанного при регистрации,  и того перечня товаров, для обозначения  которых товарный   знак   фактически  применяется.  Согласно  общему правилу, эти перечни должны друг с другом  совпадать.  На  практике, однако, от  этого  встречаются  отступления  двоякого рода.  С одной стороны, товарным знаком могут обозначаться товары,  не указанные  в  перечне при   регистрации.   Такое   использование  товарного  знака является неправомерным  и,  соответственно,   не   учитывается   как исполнение обязанности   по   применению  товарного  знака.  Правда, нередко возникает ситуация,  когда знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне,  но охватываемых одним из терминов регистрационного  перечня  как  родовым  понятием.  В  этом случае использование знака может быть признано правомерным. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров,  чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема  охраны товарного  знака  путем  исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и(или) по каким-либо причинам просто не маркируются товарным знаком.

При использовании   товарного   знака  его  обладатель  может  проставлять   рядом   с  указанными обозначениями  предупредительную маркировку,  указывающую на то, что товарный  знак зарегистрирован в Эстонской Республике. Указанная  маркировка  выполняет как  рекламно-информационную,  так   и   патентно-правовую  функции. С  одной  стороны,  она  позволяет  особым образом выделить товарный знак  среди других  видов обозначений,  которыми  маркируется  товар  или  его  упаковка  (символы управления,  эксплуатации,  хранения,   транспортировки   и  т.п.). Благодаря    такому   "обособлению"   внимание   потребителей обращается на  особую  природу  знака,  побуждая  их   к   выяснению содержания этой  маркировки  и  способствуя  тем  самым  ее  лучшему запоминанию. Кроме того,  применение предупредительной маркировки, свидетельствующей о  наличии  исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждающей его определенную  оригинальность,  является дополнительным рекламным  средством и собственно товарного знака,  и маркируемых им товаров,  что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции.

С другой   стороны,   благодаря   предупредительной маркировке становится возможным  оперативное  установление  факта   регистрации товарного знака.   Наличие   специальной  маркировки  предостерегает  третьих лиц от нарушения  исключительных  прав  владельца  товарного знака и  является важным аргументом при разрешении патентно-правовых споров.

Действующее эстонское законодательство не содержит специальных норм,   регламентирующих   нанесение  предупредительной  маркировки.  Исходя из  сложившейся  практики,  можно  констатировать  следующее. Прежде   всего,  необходимо    подчеркнуть,  что  применение предупредительной   маркировки   является   лишь   правом,   но   не обязанностью  владельца товарного знака.  Она  наносится  исключительно  по  их  собственному  усмотрению  и  в любой момент может быть снята.  Далее владелец   товарного   знака  сам  избирает  вид и форму предупредительной  маркировки.  В  этой  связи  она  может  представлять  собой  прямое  указание   на   то,   что   соответствующее   обозначение   является  зарегистрированным  товарным  знаком,  например,   содержать   слова  "зарегистрированный  товарный  знак"  или  просто  "товарный  знак".  Данное уведомление  может  содержать  указание  на  название  страны  регистрации, номер свидетельства или иного охранного документа, дату  регистрации и т.п.  Однако предупредительная маркировка  может  быть выражена и в виде сокращенного обозначения (М,  ТМ,  Reg. ТМ и др.), специальной изобразительной отметки  типа  звездочки  с последующей расшифровкой   в   тексте   или   в  сноске,  специального  символа,  непосредственно следующего за знаком и представляющего собой большую  латинскую букву R,  заключенную в окружность.

Наконец, использование  предупредительной    маркировки    должно    быть    добросовестным. Проставление    указанной    маркировки   в   тех   случаях,   когда  соответствующее  обозначение   не   зарегистрировано   в   Патентном департаменте,  рассматривается  как  неправомерное  действие,  вводящее потребителей в  заблуждение.   Поэтому если обозначение  еще только   заявлено   к   регистрации,  это  должно  быть  отражено  в предупредительной маркировке.

ПЕРЕДАЧА ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК  И ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ


Владелец товарного  знака  обладает  не  только исключительным правом на его использование,  но и может в  предусмотренных  законом пределах распоряжаться   им   по   своему  усмотрению.  Распоряжение товарным знаком согласно действующему  эстонскому  законодательству охватывает собой предоставление лицензии на использование  товарного  знака  (ст.21 Закона ЭР о товарных знаках) и уступку товарного знака (ст. 22).

Уступка товарного знака означает передачу прав на товарный знак  его владельцем другому юридическому или физическому лицу в отношении  всех или  части  товаров,  для которых он зарегистрирован.  Подобная передача прав  может  осуществляться  как  на  возмездных,   так   и  безвозмездных началах     и      производится      на      основании  гражданско-правового  договора.  В  силу  данного  договора владелец товарного знака отказывается  от  дальнейшего  его  использования  и передает все права на знак приобретателю,  который,  в свою очередь, принимает на себя все права и обязанности владельца товарного  знака и  предоставляет  отчуждателю  встречное  удовлетворение,  если  оно предусмотрено договором.  На практике уступка товарного знака обычно обусловлена   предстоящей   ликвидацией   или   изменением   профиля деятельности владельца товарного знака либо увязана с уступкой  прав на  иные объекты промышленной собственности,  например,  изобретения или промышленные образцы.

Наряду с   уступкой   товарного   знака   его   владелец  может предоставить право на использование товарного знака другому лицу  по лицензионному договору.  В  отличие от договора об уступке товарного знака лицензионный договор  предполагает  предоставление  лицензиату права на  использование  товарного  знака  на оговоренный в договоре срок. При этом сам владелец (лицензиар) сохраняет право  на  знак  и несет все   обязанности   его  владельца.  Напротив,  на  лицензиата каких-либо дополнительных обременений,  кроме обязанностей, принятых им на себя по лицензионному договору, обычно не возлагается.

Условия лицензионного  договора  определяются  в  целом  самими сторонами. В частности, они сами решают вопрос о том, приобретает ли лицензиат исключительное  право  на  пользование товарным знаком или нет, самостоятельно   определяют    размер    и    порядок    уплаты вознаграждения, устанавливают  срок действия договора и т.п.  Однако законом введено два взаимосвязанных обязательных условия,  а именно, что лицензионный   договор   должен  предусматривать,  что  качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара  (1)  и что лицензиар  будет  осуществлять  контроль  за  выполнением  этого условия (2).  Указанные  требования  представляют  собой   известную гарантию для потребителей, ориентирующихся на уже известный товарный знак. В случае,  если маркируемые лицензиатом товары  будут  худшего качества, лицензиар   не   только  вправе,  но  и  обязан  запретить дальнейшую маркировку товара переданным по договору знаком. Вопрос о досрочном прекращении  лицензионного  договора  по данному основанию может быть  поставлен  и   другими   заинтересованными   лицами,   в частности, государственными органами или общественными организациями по защите прав потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты