Правовая природа брака
p>Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, «..ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство..»[16.С. 110].

Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу).

Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному[15.С. 21-32].

Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет.

Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям.

Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление»[19.С. 131].

И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»[19.С. 131].

Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний - похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 году царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 году эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся". С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине сороковых годов этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. "Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно"[32.С. 58]. С 1775 года "семейное законодательство" пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы касающиеся семейно-брачных отношений входят в свод гражданских Законов. Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи, жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома. Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Семейные правоотношения регулировались преимущественно нормами церковного права. Представители различных конфессий заключали брак в соответствии со своими религиозными обычаями. «..И только старообрядцы, составлявшие значительную часть населения России, были лишены этого права..»[41.С. 19].

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.

В первые годы после осуждения старых обрядов на соборах 1666-1667 гг. староверы не испытывали серьезных затруднений в проведении таких таинств как венчание и крещение. Однако, после принятия в 1685 г., в период правления Софьи Алексеевны, закона "О наказании распевающих и принимавших ереси и расколы" старообрядцам, не желающим отказаться от старой веры стала грозить смертная казнь. Причем наказание грозило не только самим раскольникам, но и приверженцам господствующей церкви, оказывающим староверам какую-либо поддержку. За данные действия эти лица могли быть, в лучшем случае, наказаны кнутом, в худшем случае им грозила ссылка и конфискация имущества.

«..Эти меры вынудили большую часть старообрядцев бежать за границу, в сибирские, поморские, уральские леса и на Дон. Оставшиеся в деревнях и городах вынуждены были скрывать свою веру и совершать свои обряды тайно..»[41.С. 19].

В конце XV-XVI века у старообрядцев начинают возникать проблемы с проведением таинств венчания, крещения, исповедью.

Старообрядцам, живущим в Белоруссии, Малороссии и Новороссии, священникам дозволялось служить по старым обрядам.

В 1798 г. право строить часовни и иметь священников получили старообрядцы, проживающие в других российских губерниях. Данная политика привела в конечном счете к учреждению в 1800 г. единоверия " особой части православной церкви, находящейся в подчинении Священного Синода, но совершающей обряды по старопечатным книгам. Таким образом, поповцы получили вполне легальную возможность заключения брака. Однако, брак старообрядцев " беспоповцев не признавался ни властями, ни большинством из лидеров. Несмотря на препятствия, по всей видимости, брачные связи получили среди беспоповцев достаточно широкое распространение. После многочисленных преследований к середине XIX в. правительство фактически пришло к признанию брака старообрядцев-поповцев. При составлении ревизских сказок в 1850 г. согласно императорскому указу жен и детей старообрядцев, приемлющих священство, признавали таковыми "на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о законности брака"[41.С. 19].

По отношению к беспоповцам проводилась другая политика " их дети признавались незаконно рожденными, а жены вносились в списки тех семейств, к которым они принадлежали по рождению.

В таком неопределенном положении семьи старообрядцев-беспоповцев находились до середины 70-х годов в. Непризнание заключаемого ими брака приводило к появлению не только "незаконнорожденных" детей, но и отдельным случаям "двоеженства", проблемам с наследованием имущества и т.д.

Ситуация изменилась с принятием 19 апреля 1847 г. Высочайше утвержденных Правил о метрической записи браков, согласно которым, жених и невеста, принадлежавшие к раскольничьей среде имели право с целью зарегистрировать свой брак подать заявление в полицейское или волостное управление. По истечении семи дней заинтересованные лица получали свидетельство о регистрации своего заявления. Затем, "для записи брака в метрическую книгу, оба супруга должны лично явиться в полицейское управление"Каждый из супругов должен представить двух поручителей, для удостоверения ими, что брак, о котором заявлено полиции, не принадлежит к числу запрещенных законом"[29.С. 178].

Таким образом, впервые для значительной части населения Российской Империи была введена процедура гражданского брака. Хотя государство и признавало право старообрядцев на заключение брака, тем не менее, оно не считало его равным православному браку. Сохранялись многочисленные ограничения:

1) старообрядческая церковь не имела права вести метрические книги,

2) старообрядцы не имели права заключать браки с лицами другого вероисповедания,

3) при господстве в стране церковного брака, гражданский брак старообрядцев изначально находился в неравном положении с браками представителей всех других существующих в России вероисповеданий.

Православная церковь вовсе же не признавала таких браков. Поэтому, при переходе старообрядцев в православие они должны были вновь венчаться.Окончательная ликвидация ограничений права старообрядцев в сфере семейного права произошла лишь 17 апреля 1905 г. после выхода именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веротерпимости". Согласно этому указу старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами других исповеданий "в отношении заключения ими с православными смешанных браков".

Кроме этого, было отменено преследование в отношении православных, перешедших в другое христианское вероисповедание.

Таким образом, взгляды на брак в российском и зарубежном праве, в разные исторические периоды, различны. В российском дореволюционном праве браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не что иное, как «гражданские браки», т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.

После революции 1917 года начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся"[7.С. 387]. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет - для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты