Правовая защита государственных служащих

организация, функционирование и развитие институтов государственной службы;

отбор и профессиональное продвижение персонала государственной службы;

формирование и размещение государственного заказа на подготовку государственных служащих;

ведение реестров государственных служащих;

формирование резерва кадров на замещение государственных должностей;

анализ и оценка эффективности государственной службы.

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится о следующих органах управления государственной службой: федеральном органе, органе по вопросам государственной службы субъекта РФ и кадровой службе государственного органа.

Под федеральными органами управления государственной службой понимаются государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий Российской Федерации по руководству государственной службой и ее нормативно-правовому регулированию, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В ст. 26 закона федеральным органом управления государственной службой называется Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ и определяется его правовой статус, но ничего не говорится о других реально существующих органах, занимающихся вопросами государственной службы.

Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ - это государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий соответствующего субъекта РФ по руководству своей государственной службой и ее нормативно-правовому регулированию.

Под кадровыми службами имеются в виду специальные структурные подразделения государственных органов, осуществляющие установленные функции и полномочия в отношении прохождения государственной службы государственными служащими.

Ст. 28 закона относит кадровые службы государственных органов к органам, призванным обеспечивать эффективность государственной службы. Аналогичные положения о кадровых подразделениях в государственных органах содержатся и в законах субъектов РФ о государственной службе.

Общими важнейшими функциями кадровых служб, как федеральных государственных органов, так и государственных органов субъектов РФ являются:

- обеспечение реализации в государственном органе положений законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе;

- обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождения государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;

- оформление решений государственных органов, связанных с прохождением государственными служащими государственной службы, ведение их личных дел, внесение необходимых записей в их трудовые книжки;

- консультирование государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

- анализ уровня профессиональной подготовки государственных служащих, организация переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации государственных служащих.

Образование федерального органа управления государственной службой предусмотрено главой 5 «Обеспечение эффективности государственной службы» Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Основное назначение федерального органа управления государственной службой - стратегическое руководство и тактическое управление персоналом государственной службы. Этот орган должен разрабатывать всеобъемлющую политику государственной службы Российской Федерации и контролировать ее реализацию.

В настоящее время в Аппарате Правительства РФ функционирует Департамент государственной службы и кадров, который решает не только задачи подбора кадров в Аппарат Правительства РФ, но и проблемы развития системы государственной службы в РФ и законодательства о ней. В обязанности Департамента входят организация подготовки государственных служащих, разработка профессионально-квалификационных требований к государственным служащим, анализ фактического состояния кадров государственных органов и выполнение других задач.

Под непосредственным руководством Правительства РФ вопросами государственной службы занимаются:

- Министерство труда и социальной защиты РФ (определяет и проводит политику по оплате и льготам, а также координирует трудовую и социальную политику);

- Министерство финансов РФ (контролирует создание структур государственных органов и их бюджеты, включая учреждение и упразднение государственных должностей государственной службы).

Помимо Аппарата Правительства РФ департаменты государственной службы существуют в Совете Федерации, Государственной Думе, высших судебных органах, а также министерствах (финансов, труда и социальной защиты) и других федеральных органах исполнительной власти.


2.2 Задачи органов управления государственной службой в реформировании системы государственной службы


Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:

отсутствием целостной системы государственной службы (государственная служба осуществляется как служба в отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации);

отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы в целом, а также прямого законодательного регулирования различных видов государственной службы, противоречивостью законодательства;

низкой эффективностью государственных органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;

снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;

неэффективностью кадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучести кадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов;

в отсутствии механизма перевода государственного служащего из федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации или вида государственной службы в другой с сохранением его статуса;

в недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенстве системы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации;

слабой разработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, а также правовых и организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов;

неопределенностью статуса государственных служащих отдельных видов государственной службы;

несоответствием социального положения государственного служащего характеру возлагаемых на него ответственности и ограничений;

отсутствием унификации основных гарантий государственных служащих различных уровней и видов государственной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий;

отсутствием системы управления государственной службой Российской Федерации;

неупорядоченностью внутренней организации государственной службы, отсутствием надлежащей регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между государственными органами, структурными подразделениями государственного органа, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданского общества;

не разработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Нерешенные проблемы государственной службы являются причиной ее низкой эффективности, недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развития гражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственных органов и стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области государственного строительства.

Целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение доверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций мирового развития.

Реформирование системы государственной службы при активном участии органов управления государственной службой предполагает решение следующих задач:

приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;

определение и утверждение структуры государственной службы Российской Федерации;

создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие виды государственной службы;

разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;

формирование системы государственных органов по управлению государственной службой в Российской Федерации;

упорядочение внутренней организации государственной службы и деятельности федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации и государственного служащего;

комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.

Укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

Процессы происходящие в российском обществе столь стремительны, что наблюдается недостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Так в частности, требуют правового регулирования вопросы прохождения государственной службы, и прежде всего вопросы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работы государственного служащего, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями государственных служащих.

Заключение


Необходимость реформы государственной службы в России обусловлена потребностями происходящих в стране экономических и политических преобразований.

За последние годы проделана работа, направленная на обеспечение более эффективного функционирования государственного аппарата, наработана определенная правовая база, причем как центром, так и субъектами Федерации.

Однако формирование современной государственной службы только начато. Решение этой задачи требует еще многих усилий и средств, а также большой работы над новыми и уже существующими нормативно-правовыми актами по вопросам государственной службы, в том числе и по вопросам управления государственной службой.

Управление государственной службой - часть государственного управления и неотъемлемое условие, обеспечивающее его эффективность.

В научной литературе вопросы управления государственной службой, ее принципы, функции и организация остаются открытыми. Нам не удалось найти единства мнений и подходов к данной проблеме.

При общем несовершенстве российского законодательства о государственной службе, вопросы, касающиеся управления государственной службой упущены полностью.

Закрепление в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» единых функций кадровых служб государственных органов могло бы являться правовым основанием для единого Положения о службе кадров в государственных органах.

В системе федеральных органов исполнительной власти отсутствует полноценный орган управления государственной службой, который выявлял бы в целом потребности государства по численности и расходам на содержание государственных служащих во всех ветвях государственной власти, осуществлял бы координацию деятельности государственных органов по вопросам государственной службы, контролировал бы состояние государственной службы в центре и регионах.

Деятельность существующих федеральных органов управления государственной службой на деле носит в основном консультативный характер, кроме того, сами органы управления подвергаются частым реорганизациям и зачастую дублируют друг друга.

Управление государственной службой Российской Федерации в большей степени осуществляют непосредственно Президент РФ и Правительство РФ, что в свою очередь, вызвано отсутствием полноценных законов о государственной службе.

Для дальнейшего совершенствования управления государственной службой необходимо создать полноценный федеральный орган управления государственной службой, наделенный широкими полномочиями.

Основными функциями такого органа должны быть:

Контроль за соблюдением законодательства о государственной службе;

Рассмотрение споров, связанных с государственной службой. Решение органа управления государственной службой в пределах его компетенции должно носить обязательный характер для соответствующих государственных органов и должностных лиц;

Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по всем вопросам государственной службы;

Методическое и консультационное обеспечение деятельности органов по делам государственной службы субъектов РФ;

Финансирование государственной службы - совместно с центральными финансовыми органами.

Список литературы


Федеральный закон о государственной гражданской службе РФ принят Государственной Думой 7 июля 2004 г., одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г. (в ред. Федерального Закона от 02.02.2006 №19- ФЗ, от 02.03.2007 №24 – ФЗ)

1. «Об основах государственной службы Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.07.95 №119-ФЗ (ред. от 18.02.99) // Государственная служба. Сборник нормативных документов. - М.: Дело, 1995.

2. «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 1.12.95 №1208 (ред. от 6.02.96 №152) // Консультант Плюс.

3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 1995.

4. Старилов Ю.А. Служебное право. - М.: БЕК, 1996.

5. Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: 1966.

6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М.: 1993.

7. Гришин А.Ф. Проблемы формирования системы управления государственной службой. - Сыктывкар, 1998.

8. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги перспективы. - М.: РАГС, 1997.

9. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций / Под общей ред. Охотского Н.В., Игнатова В.Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

10. Горбачев А.И. Теория и организация государственной службы: Учебно-методическое пособие. - Сыктывкар: КРАГСиУ при Главе РК, 2000.

Размещено на /


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты