организация, функционирование и развитие институтов государственной службы;
отбор и профессиональное продвижение персонала государственной службы;
формирование и размещение государственного заказа на подготовку государственных служащих;
ведение реестров государственных служащих;
формирование резерва кадров на замещение государственных должностей;
анализ и оценка эффективности государственной службы.
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится о следующих органах управления государственной службой: федеральном органе, органе по вопросам государственной службы субъекта РФ и кадровой службе государственного органа.
Под федеральными органами управления государственной службой понимаются государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий Российской Федерации по руководству государственной службой и ее нормативно-правовому регулированию, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В ст. 26 закона федеральным органом управления государственной службой называется Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ и определяется его правовой статус, но ничего не говорится о других реально существующих органах, занимающихся вопросами государственной службы.
Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ - это государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий соответствующего субъекта РФ по руководству своей государственной службой и ее нормативно-правовому регулированию.
Под кадровыми службами имеются в виду специальные структурные подразделения государственных органов, осуществляющие установленные функции и полномочия в отношении прохождения государственной службы государственными служащими.
Ст. 28 закона относит кадровые службы государственных органов к органам, призванным обеспечивать эффективность государственной службы. Аналогичные положения о кадровых подразделениях в государственных органах содержатся и в законах субъектов РФ о государственной службе.
Общими важнейшими функциями кадровых служб, как федеральных государственных органов, так и государственных органов субъектов РФ являются:
- обеспечение реализации в государственном органе положений законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе;
- обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождения государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;
- оформление решений государственных органов, связанных с прохождением государственными служащими государственной службы, ведение их личных дел, внесение необходимых записей в их трудовые книжки;
- консультирование государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
- анализ уровня профессиональной подготовки государственных служащих, организация переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации государственных служащих.
Образование федерального органа управления государственной службой предусмотрено главой 5 «Обеспечение эффективности государственной службы» Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Основное назначение федерального органа управления государственной службой - стратегическое руководство и тактическое управление персоналом государственной службы. Этот орган должен разрабатывать всеобъемлющую политику государственной службы Российской Федерации и контролировать ее реализацию.
В настоящее время в Аппарате Правительства РФ функционирует Департамент государственной службы и кадров, который решает не только задачи подбора кадров в Аппарат Правительства РФ, но и проблемы развития системы государственной службы в РФ и законодательства о ней. В обязанности Департамента входят организация подготовки государственных служащих, разработка профессионально-квалификационных требований к государственным служащим, анализ фактического состояния кадров государственных органов и выполнение других задач.
Под непосредственным руководством Правительства РФ вопросами государственной службы занимаются:
- Министерство труда и социальной защиты РФ (определяет и проводит политику по оплате и льготам, а также координирует трудовую и социальную политику);
- Министерство финансов РФ (контролирует создание структур государственных органов и их бюджеты, включая учреждение и упразднение государственных должностей государственной службы).
Помимо Аппарата Правительства РФ департаменты государственной службы существуют в Совете Федерации, Государственной Думе, высших судебных органах, а также министерствах (финансов, труда и социальной защиты) и других федеральных органах исполнительной власти.
2.2 Задачи органов управления государственной службой в реформировании системы государственной службы
Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:
отсутствием целостной системы государственной службы (государственная служба осуществляется как служба в отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации);
отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы в целом, а также прямого законодательного регулирования различных видов государственной службы, противоречивостью законодательства;
низкой эффективностью государственных органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;
снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;
неэффективностью кадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучести кадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов;
в отсутствии механизма перевода государственного служащего из федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации или вида государственной службы в другой с сохранением его статуса;
в недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенстве системы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации;
слабой разработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, а также правовых и организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов;
неопределенностью статуса государственных служащих отдельных видов государственной службы;
несоответствием социального положения государственного служащего характеру возлагаемых на него ответственности и ограничений;
отсутствием унификации основных гарантий государственных служащих различных уровней и видов государственной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий;
отсутствием системы управления государственной службой Российской Федерации;
неупорядоченностью внутренней организации государственной службы, отсутствием надлежащей регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между государственными органами, структурными подразделениями государственного органа, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданского общества;
не разработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.
Нерешенные проблемы государственной службы являются причиной ее низкой эффективности, недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развития гражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственных органов и стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих.
Реформирование системы государственной службы Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области государственного строительства.
Целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение доверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций мирового развития.
Реформирование системы государственной службы при активном участии органов управления государственной службой предполагает решение следующих задач:
приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;
определение и утверждение структуры государственной службы Российской Федерации;
создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие виды государственной службы;
разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
формирование системы государственных органов по управлению государственной службой в Российской Федерации;
упорядочение внутренней организации государственной службы и деятельности федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации и государственного служащего;
комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.
Укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.
Процессы происходящие в российском обществе столь стремительны, что наблюдается недостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Так в частности, требуют правового регулирования вопросы прохождения государственной службы, и прежде всего вопросы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работы государственного служащего, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями государственных служащих.
Заключение
Необходимость реформы государственной службы в России обусловлена потребностями происходящих в стране экономических и политических преобразований.
За последние годы проделана работа, направленная на обеспечение более эффективного функционирования государственного аппарата, наработана определенная правовая база, причем как центром, так и субъектами Федерации.
Однако формирование современной государственной службы только начато. Решение этой задачи требует еще многих усилий и средств, а также большой работы над новыми и уже существующими нормативно-правовыми актами по вопросам государственной службы, в том числе и по вопросам управления государственной службой.
Управление государственной службой - часть государственного управления и неотъемлемое условие, обеспечивающее его эффективность.
В научной литературе вопросы управления государственной службой, ее принципы, функции и организация остаются открытыми. Нам не удалось найти единства мнений и подходов к данной проблеме.
При общем несовершенстве российского законодательства о государственной службе, вопросы, касающиеся управления государственной службой упущены полностью.
Закрепление в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» единых функций кадровых служб государственных органов могло бы являться правовым основанием для единого Положения о службе кадров в государственных органах.
В системе федеральных органов исполнительной власти отсутствует полноценный орган управления государственной службой, который выявлял бы в целом потребности государства по численности и расходам на содержание государственных служащих во всех ветвях государственной власти, осуществлял бы координацию деятельности государственных органов по вопросам государственной службы, контролировал бы состояние государственной службы в центре и регионах.
Деятельность существующих федеральных органов управления государственной службой на деле носит в основном консультативный характер, кроме того, сами органы управления подвергаются частым реорганизациям и зачастую дублируют друг друга.
Управление государственной службой Российской Федерации в большей степени осуществляют непосредственно Президент РФ и Правительство РФ, что в свою очередь, вызвано отсутствием полноценных законов о государственной службе.
Для дальнейшего совершенствования управления государственной службой необходимо создать полноценный федеральный орган управления государственной службой, наделенный широкими полномочиями.
Основными функциями такого органа должны быть:
Контроль за соблюдением законодательства о государственной службе;
Рассмотрение споров, связанных с государственной службой. Решение органа управления государственной службой в пределах его компетенции должно носить обязательный характер для соответствующих государственных органов и должностных лиц;
Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по всем вопросам государственной службы;
Методическое и консультационное обеспечение деятельности органов по делам государственной службы субъектов РФ;
Финансирование государственной службы - совместно с центральными финансовыми органами.
Список литературы
Федеральный закон о государственной гражданской службе РФ принят Государственной Думой 7 июля 2004 г., одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г. (в ред. Федерального Закона от 02.02.2006 №19- ФЗ, от 02.03.2007 №24 – ФЗ)
1. «Об основах государственной службы Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.07.95 №119-ФЗ (ред. от 18.02.99) // Государственная служба. Сборник нормативных документов. - М.: Дело, 1995.
2. «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 1.12.95 №1208 (ред. от 6.02.96 №152) // Консультант Плюс.
3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 1995.
4. Старилов Ю.А. Служебное право. - М.: БЕК, 1996.
5. Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: 1966.
6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М.: 1993.
7. Гришин А.Ф. Проблемы формирования системы управления государственной службой. - Сыктывкар, 1998.
8. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги перспективы. - М.: РАГС, 1997.
9. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций / Под общей ред. Охотского Н.В., Игнатова В.Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
10. Горбачев А.И. Теория и организация государственной службы: Учебно-методическое пособие. - Сыктывкар: КРАГСиУ при Главе РК, 2000.
Размещено на /