Правовое и нормативное обеспечение защиты информации
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники
ФЗВиДО
Кафедра РЭС
Контрольная работа
по дисциплине «Правовое и нормативное обеспечение защиты информации»
Вариант 30
Путника Антона Денисовича
2010
Защита от угрозы нарушения конфиденциальности на уровне содержания информации. Защита от угрозы нарушения целостности информации. Защита целостности информации в памяти АС. Защита целостности информации в каналах связи.
С позиции обеспечения безопасности информации информационную систему (ИС) целесообразно рассматривать в виде трех связных взаимовлияющих друг на друга компонент:
1) информация;
2) технические и программные средства;
3) обслуживающий персонал и пользователи.
Целью создания любой ИС является удовлетворение потребностей пользователей в своевременном получении достоверной информации и сохранении ее конфиденциальности. При этом задача обеспечения информации должна решаться путем защиты от внешних и внутренних неразрешенных (несанкционированных) воздействий.
Под угрозой обычно понимают потенциально возможно событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам. В дальнейшем изложении угрозой информационной безопасности автоматизированной системы (АС) будем называть возможность реализации воздействия на информацию, обрабатываемую АС, приводящего к искажению, уничтожению, копированию, блокированию, доступа к информации, а также возможность воздействия на компоненты АС, приводящего к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации, средства взаимодействия с носителем или средства его управления.
Утечка информации рассматривается как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.
Существует три разновидности угроз.
1. Угроза нарушения конфиденциальности заключается в том, что информация становится известной тому, кто не располагает полномочиями доступа к ней. Она имеет место всякий раз, когда получен доступ к некоторой секретной информации, хранящейся в вычислительной системе или передаваемой от одной системы к другой. Иногда, в связи с угрозой нарушения конфиденциальности, используется термин «утечка».
2. Угроза нарушения целостности включает в себя любое умышленное изменение информации, хранящейся в вычислительной системе или передаваемой из одной системы в другую. Когда злоумышленники преднамеренно изменяют информацию, говорится, что целостность информации нарушена. Целостность также будет нарушена, если к несанкционированному изменению приводит случайная ошибка программного или аппаратного обеспечения. Санкционированными изменениями являются те, которые сделаны уполномоченными лицами с обоснованной целью (например, санкционированным изменением является периодическая запланированная коррекция некоторой базы данных).
Целостность информации – существование информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Чаще субъектов интересует обеспечение более широкого свойства – достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, т.е. ее неискаженности.
3. Угроза отказа служб возникает всякий раз, когда в результате преднамеренных действий, предпринимаемых другим пользователем или злоумышленником, блокируется доступ к некоторому ресурсу вычислительной системы. Реально блокирование может быть постоянным – запрашиваемый ресурс никогда не будет получен, или оно может вызывать только задержку запрашиваемого ресурса, достаточно долгую для того чтобы он стал бесполезным. В этих случаях говорят, что ресурс исчерпан.
Доступность информации – свойство системы (среды, средств и технологии обработки), в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость.
Практически любая АС может выступать в качестве объекта информационной атаки, которая может быть определена как совокупность действий злоумышленника, направленная на нарушение одного из трёх свойств информации – конфиденциальности, целостности или доступности. Рассмотрим эти свойства более подробно. Свойство конфиденциальности позволяет не давать права на доступ к информации или не раскрывать ее неполномочным лицам, логическим объектам или процессам. Характерным примером нарушения конфиденциальности информации является кража из системы секретной информации с целью её дальнейшей перепродажи. Целостность информации подразумевает её способность не подвергаться изменению или уничтожению в результате несанкционированного доступа. В качестве примера нарушения этого свойства можно привести ситуацию, при которой злоумышленник преднамеренно искажает содержимое одного из электронных документов, хранящихся в системе. И, наконец, доступность информации определяется как её свойство быть доступной и используемой по запросу со стороны любого уполномоченного пользователя. Так, например, злоумышленник сможет нарушить доступность Интернет-портала если ни один из легальных пользователей не сможет получить доступ к его содержимому. Таким образом, в результате нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации злоумышленник тем самым может нарушить бизнес-процессы компании, которые базируются на информационных ресурсах, которые являлись объектом атаки.
Для реализации информационной атаки нарушителю необходимо активизировать или, другими словами, использовать определённую уязвимость АС. Под уязвимостью принято понимать слабое место АС, на основе которого возможна успешная реализация атаки. Примерами уязвимостей АС могут являться: некорректная конфигурация сетевых служб АС, наличие ПО без установленных модулей обновления, использование нестойких к угадыванию паролей, отсутствие необходимых средств защиты информации и др. Логическая связь уязвимости, атаки и её возможных последствий показана на рис. 1.
Рис. 1. Связь уязвимости, атаки и её возможных последствий
Уязвимости - ахиллесова пята автоматизированных систем
Уязвимости являются основной причиной возникновения информационных атак. Наличие самих слабых мест в АС может быть обусловлено самыми различными факторами, начиная с простой халатности сотрудников, и заканчивая преднамеренными действиями злоумышленников.
Уязвимости могут присутствовать как в программно-аппаратном, так и организационно-правовом обеспечении АС. Основная часть уязвимостей организационно-правового обеспечения обусловлена отсутствием на предприятиях нормативных документов, касающихся вопросов информационной безопасности. Примером уязвимости данного типа является отсутствие в организации утверждённой концепции или политики информационной безопасности, которая бы определяла требования к защите АС, а также конкретные пути их реализации. Уязвимости программно-аппаратного обеспечения могут присутствовать в программных или аппаратных компонентах рабочих станций пользователей АС, серверов, а также коммуникационного оборудования и каналов связи АС.
Уязвимости АС могут быть внесены как на технологическом, так и на эксплуатационном этапах жизненного цикла АС. На технологическом этапе нарушителями могут быть инженерно-технические работники, участвующие в процессе проектирования, разработки, установки и настройки программно-аппаратного обеспечения АС.
Внесение эксплуатационных уязвимостей может иметь место при неправильной настройке и использовании программно-аппаратного обеспечения АС. В отличие от технологических, устранение эксплуатационных уязвимостей требует меньших усилий, поскольку для этого достаточно изменить конфигурацию АС. Характерными примерами уязвимостей этого типа являются:
· наличие слабых, не стойких к угадыванию паролей доступа к ресурсам АС. При активизации этой уязвимости нарушитель может получить несанкционированный доступ к АС путём взлома пароля при помощи метода полного перебора или подбора по словарю;
· наличие в системе незаблокированных встроенных учётных записей пользователей, при помощи которых потенциальный нарушитель может собрать дополнительную информацию, необходимую для проведения атаки. Примерами таких учётных записей являются запись «Guest» в операционных системах или запись «Anonymous» в FTP-серверах;
· неправильным образом установленные права доступа пользователей к информационным ресурсам АС. В случае если в результате ошибки администратора пользователи, работающие с системой, имеют больше прав доступа, чем это необходимо для выполнения их функциональных обязанностей, то это может привести к несанкционированному использованию дополнительных полномочий для проведения атак. Например, если пользователи будут иметь права доступа на чтение содержимого исходных текстов серверных сценариев, выполняемых на стороне Web-сервера, то этим может воспользоваться потенциальный нарушитель для изучения алгоритмов работы механизмов защиты Web-приложений и поиска в них уязвимых мест;
· наличие в АС неиспользуемых, но потенциально опасных сетевых служб и программных компонентов. Так, например, большая часть сетевых серверных служб, таких как Web-серверы и серверы СУБД поставляются вместе с примерами программ, которые демонстрируют функциональные возможности этих продуктов. В некоторых случаях эти программы имеют высокий уровень привилегий в системе или содержат уязвимости, использование которых злоумышленником может привести к нарушению информационной безопасности системы. Примерами таких программ являются образцы CGI-модулей, которые поставляются вместе с Web-приложениями, а также примеры хранимых процедур в серверах СУБД;
· неправильная конфигурация средств защиты, приводящая к возможности проведения сетевых атак. Так, например, ошибки в настройке межсетевого экрана могут привести к тому, что злоумышленник сможет передавать через него пакеты данных.
Информационные атаки
Уязвимости могут использоваться злоумышленниками для реализации информационных атак на ресурсы АС. Согласно разработанной классификации любая атака в общем случае может быть разделена на четыре стадии:
· стадия рекогносцировки. На этом этапе нарушитель осуществляет сбор данных об объекте атаки, на основе которых планируются дальнейшие стадии атаки. Примерами такой информации являются: тип и версия операционной системы (ОС), установленной на узлах АС, список пользователей, зарегистрированных в системе, сведения об используемом прикладном ПО и др. При этом в качестве объектов атак могут выступать рабочие станции пользователей, серверы, а также коммуникационное оборудование АС;
Страницы: 1, 2