Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг

Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг

Содержание


Введение

1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг

2. Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг

2.1 Правовой режим технических регламентов

2.2 Правовые основы стандартизации

2.3 Правовые основы подтверждения соответствия

2.4 Правовые основы обеспечения единства измерений

2.5 Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований

2.6 Правовые основы обращения с отходами

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Качество — совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом обязательным требованиям, установленным государственными стандартами. Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Принятие Закона было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров. После вступления в силу названного Закона утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Актуальность данной темы заключается в том, что качество - это соответствие требованиям ГОСТа, техническим условиям, ставящей своей задачей защиту прав граждан.

Цель работы рассмотреть особенности правового обеспечения качества товаров, работ, услуг.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг


Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и окружающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачи лицензий (разрешений) на право ведения какой-либо деятельности, нормативы безопасности и качества, метрология и испытание изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия изделия установленным нормам.

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Основополагающая роль в специальном регулировании отводится ФЗ от 27.12.2002. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Закон о техническом регулировании). Этот акт регулирует отношения, возникающие:

- при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- при оценке соответствия.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления, применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными указанными Законом:

-                   применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

-                   соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

-                   независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

-                   единой системы и правил аккредитации;

-                   единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

-                   единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

-                   недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

-                   недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

-                   недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

-                   недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Законодательство в данной сфере состоит и из иных, принимаемых в соответствии с Законом о техническом регулировании федеральных законов, нормативных правовых актов РФ. Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28.12.2007. В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона. Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные ФЗ, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды». В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами). В июле 2008 года был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции:

-                   требования к нормативной документации о качестве товаров;

-                   формы правовой защиты прав потребителей;

-                   компетенцию различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции;

-                   ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и другие.

Акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер. Исключения сделаны лишь для технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.

 

2. Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг


2.1 Правовой режим технических регламентов


Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)

Исходя из данного определения, в качестве объектов технического регулирования выступают продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Закон о техническом регулировании четко определяет цели применения технических регламентов, приводя их исчерпывающий перечень и устанавливая правило о том, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технические регламенты принимаются в следующих целях:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Главная цель разработки технических регламентов – безопасность. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Четкое установление целей технических регламентов важно и в связи с тем, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов (максимальный срок, отведенный на их принятие, – семь лет), требования, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты