Статьей 30 Закона "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено, что в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25 процентов объема отдельного номера государственных, 30 процентов объема отдельного номера других периодических печатных изданий; а также 10 процентов объема государственного вещания для радио - и телепрограмм. Этой же статьей не допускается публикация в СМИ рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности. В случае выявления нарушений, предусмотренных Законом "О печати и других средствах массовой информации" (превышение допустимого объема рекламы либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии), Министерство информации выносит предупреждение. Предупреждение выносится на бланке Министерства информации, содержит номер предупреждения, дату издания, подписывается Министром или его заместителем. В случае нарушения указанных норм Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" кроме вынесения предупреждения Министерство информации вправе также приостановить деятельность средства массовой информации. При выявлении иных нарушений законодательства о рекламе (например, распространении ненадлежащей рекламы) оно вправе обратиться в иные уполномоченные органы (например, в Министерство торговли) для принятия соответствующих мер реагирования.
Предупреждения Министерства информации также обжалуются в Высшем Хозяйственном Суде в рамках производства по делам о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.
Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь установлено, что это министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Таким образом, на МНС и инспекции МНС на местах возложен контроль лишь за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий. Право контролировать соблюдение иного законодательства о рекламе налоговым органам не предоставлено.
Требования к рекламе табачных изделий и алкогольной продукции установлены Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" и Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий". Этими же нормативными правовыми актами установлены и механизмы ответственности за данные нарушения.
За нарушение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями установленных запретов, касающихся мест распространения рекламы алкогольных напитков и ее содержания, организации и проведения рекламных мероприятий, использования при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, а также бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях, предоставление более 5 литров таких напитков в качестве призов при проведении лотерей, конкурсов, игр и других развлекательных мероприятий, предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рекламу, распространяющих (предоставляющих) алкогольные напитки, в размере от 50 до 100 базовых величин.
За проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рекламы табачных изделий в местах, где она запрещена, а также нарушение требований к содержанию рекламы данных изделий предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют рекламу (рекламораспространителей), в размере от 50 до 100 базовых величин.
Уполномоченным должностным лицам Министерства по налогам и сборам предоставлено право составлять протоколы за эти нарушения. Кроме них такие протоколы могут составлять также уполномоченные должностные лица КГК, МВД и Министерства торговли. Рассматривает данные дела суд.
Право составлять протоколы о нарушениях законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий - единственная предусмотренная законодательством мера реагирования налоговых органов на нарушения законодательства о рекламе. Во всех остальных случаях сотрудники ИМНС могут лишь проинформировать соответствующий уполномоченный орган (в первую очередь - Министерство торговли) о нарушениях.
Главная же задача налоговых органов - проверять правильность исчисления и уплаты налогов. В рамках осуществления этой задачи они имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности и проверки соблюдения налогового законодательства, в том числе проверять заключенные договоры на размещение рекламы.
Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности регулируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 N 673.
Данным документом предусмотрено, что основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:
1) проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
2) проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;
4) принятие мер по возмещению причиненного вреда;
5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Задачи, которые ставятся при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также полномочия проверяющих (п.11) позволяют сделать вывод, что в рамках таких проверок не может проверяться содержание рекламных материалов. Содержание рекламы не относится к финансово-экономической деятельности, а потому не может проверяться. В рамках таких проверок рекламная деятельность проверяется лишь постольку, поскольку она связана с финансово-хозяйственной деятельностью (правильное заключение договоров, поступление оплаты за размещенную рекламу, ценообразование, правильность исчисления и уплаты налогов и т.д.).
Даже если при осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяющие обнаружили нарушение в содержании размещаемой рекламы, они не имеют права внести эти нарушения в акт проверки. Во-первых, в акт проверки вносятся лишь те нарушения, которые относятся к проверяемым вопросам (а содержание рекламы не может быть вопросом такой проверки). Во-вторых, в акт проверки вносятся нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, к которым Закон "О рекламе" и иные нормативные правовые акты, регулирующие рекламную деятельность, не относятся.
Проверяющие, обнаружившие при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности нарушения законодательства о рекламе, имеют право проинформировать уполномоченные органы о выявленном нарушении, но не могут записать это нарушение в акт проверки.
Положением о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1593) установлено, что одной из основных задач этого Комитета является государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам.
Требования к рекламе ценных бумаг установлены Законом Республики Беларусь "О рекламе" и Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 "О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности". Пунктом 4 данного Указа установлено, что в случае распространения рекламодателем недобросовестной рекламы о ценных бумагах Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе приостановить либо запретить выпуск соответствующих ценных бумаг. При этом все убытки, причиненные таким запретом, возмещаются за счет рекламодателя.
Аналогично п.5 Положения о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь установлено, что он вправе приостанавливать либо запрещать в установленном законодательством порядке выпуск акций и облигаций, в том числе в случае распространения недобросовестной рекламы о них.
Таким образом, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе в части рекламы ценных бумаг, однако применять санкции за нарушения законодательства о рекламе он вправе только к рекламодателям - эмитентам ценных бумаг.
Ряд государственных органов в ходе своей деятельности сталкивается с контролем рекламной информации. Так, Министерство здравоохранения согласовывает содержание рекламы медицинских товаров и услуг, Министерство внутренних дел - содержание рекламы о трудоустройстве за границей, МВД совместно с Министерством образования - рекламу обучения за границей. Законом о рекламе установлены особые требования к рекламе финансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Поэтому контроль за такой рекламой могут осуществлять также Министерство финансов, Национальный банк, Комитет по ценным бумагам и другие органы. Однако все вышеперечисленные органы хотя и осуществляют контроль за рекламой или согласование содержания рекламных объявлений, не уполномочены принимать какие-либо меры реагирования в отношении нарушителей рекламного законодательства. Эти органы могут информировать уполномоченный орган по контролю за рекламой с целью принятия мер реагирования.
Межведомственный совет по рекламе создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.1998 N 460. Он не является государственным органом, в его состав входят представители министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и общественных объединений. Межведомственный совет по рекламе является консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Основными задачами Межведомственного совета по рекламе является анализ практики применения Закона Республики Беларусь "О рекламе", других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области производства, размещения и распространения рекламы; содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной деятельности по вопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе; анализ зарубежного опыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования рекламной деятельности и др.
Межведомственный совет по рекламе имеет право:
участвовать в разработке предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов, касающихся контроля за рекламой;