Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд РФ выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

В то же время, Положение о Пенсионном фонде РФ согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде РФ, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда РФ, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003г. №130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР. (26)

Помимо своих основных функций, конечной целью которых является назначение и выплата пенсий, государством на ПФР возложено и ряд других не менее важных и значимых задач, таких как:

·                   компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года (в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»;

·                   выплата пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»);

·                   назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (с соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственный власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

·                   назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005г. №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

·                   оформление и выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также прием заявлений на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Это далеко не полный перечень функций возложенных государством на органы ПФР, что делает его одним из главных социальных институтов России. Одной из проблемой в деятельности Пенсионного фонда является не решенный вопрос о статусе Пенсионного фонда РФ, проект соответствующего федерального закона находится только в процессе разработки.


1.2    Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования


В рамках системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования являются:

- создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (5).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает указанное страховое свидетельство через страхователя. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя. Хранятся страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования у самих застрахованных лиц. (25)

Федеральным законом четко определены права и обязанности застрахованных лиц, страхователя и органов Пенсионного фонда РФ. Именно

индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является основой, и фундаментом на котором строятся сегодняшние трудовые пенсии России. Только после принятия и вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ можно, было приступить к реформированию пенсионной системы Российской Федерации (см. приложение 1). И такое реформирование началось с 01.01.2002 года, в связи с принятием трех базовых федеральных законов:

1)                ФЗ РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

2)                ФЗ РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

3)                ФЗ РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


2.      Трудовые пенсии в Российской Федерации


2.1 Виды пенсий по законодательству Российской Федерации


Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:

- пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

- трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты