Необходимо также выделить основные задачи Министерства:
1) развитие местного самоуправления;
2) участие в проведении единой государственной политики по обеспечению государственных гарантий населения на осуществление местного самоуправления;
3) представление интересов Губернатора и Правительства Рязанской области в Рязанской областной Думе при решении вопросов, связанных с проведением реформы местного самоуправления, созданием органов местного самоуправления и организацией их деятельности;
4) обеспечение конструктивного взаимодействия органов государственной власти Рязанской области с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами (ассоциациями), национально-культурными, религиозными и иными общественными объединениями (далее - политические партии, иные общественные объединения);
5) мониторинг общественно-политической обстановки, прогнозирование развития политических процессов на территории Рязанской области, подготовка предложений по поддержанию общественно-политической стабильности в регионе.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в Рязанской области созданы определенные условия для дальнейшего взаимодействия региональных органов власти и местного самоуправления. Однако в Рязанской области, также как и в других субъектах Российской Федерации существуют проблемы и трудности в данной сфере, которые невозможно будет разрешить без законодательного регулирования.
Также, при законодательном решении вопросов взаимодействия всех уровней публичной власти в Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо четко определить функции каждого уровня публичной власти; механизмы обеспечения выполнения данных функций; объем материальных и финансовых ресурсов для исполнения возложенных на конкретный орган полномочий; а также орган, осуществляющий распоряжение этими ресурсами.
В целом, хочется отметить, что перечисленные в данном параграфе направления совершенствования взаимосвязи органов государственной и местной власти помогут создать взаимовыгодное, а самое главное, эффективное сотрудничество данных органов публичной власти.
Заключение
От эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления зависит не только успешная реализация муниципальной реформы, но и решение многих вопросов развития Российского государства. Хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, на практике они тесно связаны и взаимодействуют по всем направлениям деятельности муниципальных образований (от бюджетных до организационно-правовых). От того насколько последовательно и целенаправленно будет осуществлено это взаимодействие, зависит действенность и эффективность решения задач государственного и муниципального управления.
В обобщении можно выделить четыре основных способа организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти:
1) представительство муниципального образования в законодательном (представительном) органеt субъекта Российской Федерации;
2) среди организационно-правовых способов взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления не менее важное место занимают договорные способы взаимодействия;
3) совместно создаваемые государственно-муниципальные организации, выполняющие общекоординационные задачи и функции;
4) практика правового регулирования вопросов местного значения на региональном уровне обращает внимание на использование понятия «совместное ведение органов государственной власти и местного самоуправления», которое также является способом обеспечения взаимодействия.
Однако необходимо отметить, что состояние местного самоуправления во многих регионах не соответствует современным требованиям и усугубляется множеством проблем, существенно снижающих возможности укрепления муниципальной автономии, а именно:
- низкая эффективность управления со стороны местных органов власти как следствие проводимой реорганизации;
- слабый уровень профессиональной подготовки кадров;
- недостаток финансовых средств, выделяемых для исполнения закрепленных полномочий;
- отсутствие необходимых организационных и материально- технических условий для функционирования муниципальных органов власти.
В большинстве муниципальных образований действия субъекта Федерации не встречают сопротивления, что, возможно, подтверждает их зависимое положение по отношению к региональной власти. Эффективное выполнение муниципальными органами власти своих функций возможно только в том случае, если они будут иметь в своем распоряжении достаточный объем ресурсов для осуществления собственных и делегированных полномочий. К сожалению, на сегодняшний день большинство органов местного самоуправления вынуждены работать в рамках единых стандартов, задаваемых федеральным центром, и ограниченных объемов финансирования, предоставляемых субъектом Федерации. Это способствует формированию «иждивенческой модели» отношений с государственной властью, а не развитию местной автономии.
Предпринятый анализ взаимоотношений региональных органов власти и органов местного самоуправления позволяет сформулировать предложения, по разрешению противоречий и оптимизации взаимодействия двух уровней публичной власти, а именно:
1. Отменить строгую регламентацию структуры органов местного самоуправления на уровне федерального законодательства, чтобы дать возможность субъектам Федерации и населению муниципальных образований самостоятельно определять специфику организации местного самоуправления, отражающие особенности региона и местных традиций.
2. Провести корректировку существующей системы распределения налоговых поступлений, закрепив за органами местного самоуправления дополнительные налоговые отчисления, чтобы повысить их заинтересованность в экономическом развитии территорий и снизить степень зависимости от региональных дотаций.
3. Провести экспертизу государственных полномочий, исполняемых органами местного самоуправления на предмет их обеспечения финансовыми ресурсами, исключить в дальнейшем возможность передачи «не финансируемых мандатов».
4. Необходимо восполнить пробелы федерального законодательства в области судебной защиты местного самоуправления, особенно в том, что касается межбюджетных отношений, предусмотреть меру ответственности за невыполнение обязательств по финансированию расходов на государственные полномочия.
5. Принять в качестве основных критериев формирования границ муниципальных образований (при отсутствии непосредственной инициативы населения) объем ресурсов, имеющихся в их распоряжении и позволяющих обеспечить определенный уровень экономической самостоятельности.
В целом же, предстоит еще большая работа по завершению реформирования системы местного самоуправления. Успешное воплощение этого на практике возможно только в тесном и скоординированном взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации, 1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2. Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, № 36, ст. 4466.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184- ФЗ (ред. от 29.03.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
6. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, № 18, ст. 2003.
7. Устав (Основной закон) Рязанской области от 18.11.2005 № 115-ОЗ (ред. от 18.04.2008) // «Рязанские ведомости», NN 251-252, 22.11.2005.
8. Закон Рязанской области от 28.09.2007 № 131-ОЗ «О порядке решения на территории Рязанской области вопросов местного значения поселений в 2008 году» // «Рязанские ведомости», 2007.
9. Закон Рязанской области от 02.12.2005 № 131-ОЗ (ред. от 08.10.2008, с изм. от 04.12.2008) «О межбюджетных отношениях в Рязанской области» // «Рязанские ведомости», 2005.
10. Постановление Рязанской областной Думы от 27.04.2005 № 42-IV РОД «Об утверждении Положения «О совете председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Рязанской области при Рязанской областной Думе» // «Рязанские ведомости», 2005.
11. Постановление Правительства Рязанской области от 11.06.2008 № 97 «Об утверждении Положения «О министерстве по делам территориальных образований Рязанской области» // «Рязанские ведомости», 2008.
2. Учебная литература
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2007. – 784 с.
13. Васильев В.И. Муниципальное право России : учеб. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 848 с.
14. Выдрин И.В. Муниципальное право России : учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – 320 с.
15. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации : учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – 272 с.
16. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.
17 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
18. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 382 с.
19. Юшина Е.А. Муниципальное управление: Учебник. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. – 220 с.
3. Научная литература
20. Абзалова Л.Ф. Делегированное законодательство // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.
21. Барышников О. Правовые аспекты организации взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при проведении муниципальной реформы в Чувашской республике // Муниципальная власть. 2008. № 1.
22. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24.
23. Бялкина Т.М. Проблемы правового регулирования компетенции местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.
24. Дементьева О. Проблемы формирования местных бюджетов // Муниципальное право. 2003. № 4.
25. Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований в финансовой сфере: пути совершенствования. Государственная власть и местное самоуправления. 2004. № 5.
26. Курманов М.М. Проблемы реализации отдельных полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления // Местное право. 2004. № 11-12.
27. Трофимова И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.
28. Фасеев И. Проблемы эффективности правового регулирования разграничения полномочий между органами публичной власти // Муниципальная власть. 2008. №1.
29. Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 7.
30. Ярошенко А.А. Местное самоуправление в системе власти в государстве // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 4.