Правовое положение осужденного к лишению свободы

Юридическая обязанность осужденных – это установленная в обязывающих и запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающее достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица так и иных лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденного, значительно его расширив и углубив. Данному вопросу посвящена глава 2 УИК РФ,

Во второй главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и обязанности.

Нормативное определение правового положения лиц, отбывающих наказание закреплено в ст. 10 УИК РФ.

В ч.1 ст. 10 устанавливается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания. Из этого следует:

1.Во первых, осужденные несмотря на совершенные ими преступления находятся под правовой и социальной защитой, прежде всего Российского государства.

2. Во – вторых, осужденные не могут быть лишены своих прав. Источниками ограничений прав являются нормы государственного, административного, трудового и иных отраслей законодательства[21].



2 Содержание и нормативная регламентация правового положения лиц, отбывающих наказание


2.1 Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы


Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания уголовного наказания.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Осужденные к любой мере уголовно-правового характера, в том числе связанной с их изоляцией от общества, остаются гражданами своего государства, и на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией РФ, с определенными ограничениями. "Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом" (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Кроме того, осужденные наделяются и специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере уголовно-правового характера.

Глава 2 Конституции РФ закрепила права и свободы человека и гражданина, которые в науке конституционного права называются конституционными или общегражданскими.

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, "с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления"[45].

Лишение свободы представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи - претерпевают видоизменения.

Ограничения осужденных в конституционных правах и свободах рассматривают по их социальному назначению, направленности на удовлетворение различных потребностей и интересов личности. В соответствии с этим все права и свободы личности подразделяются на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.

К личным правам и свободам человека относятся: право на жизнь; охрану достоинства личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное определение и указание своей национальной принадлежности; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучения и творчества; свободное передвижение по территории Российской Федерации, выбор места пребывания и места жительства; свободу совести и вероисповедания (ст. 20 - 28 Конституции РФ).

Право осужденного на жизнь относится к естественному праву. Этим правом наделены все граждане, в том числе и лица, приговоренные к лишению свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную безопасность. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденный имеет право обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении его личной безопасности, а соответствующее должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося к нему лица. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Достоинство личности осужденного также охраняется государством без каких-либо ограничений, "ничто не может быть основанием для его умаления" (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ). В Европейских тюремных правилах, принятых Советом Министров европейских стран в феврале 1987 г., говорится, что особое значение придается предписаниям об уважении человеческого достоинства заключенных.

Охране чести и достоинства осужденных служат также положения ч. 3 - 5 ст. 24 УИК РФ о том, что в случаях посещения учреждений, исполняющих наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов представителями средств массовой информации и иными лицами кино-, фото-, видеосъемка осужденных, их интервьюирование могут осуществляться только с их письменного согласия.

Исполнение наказания не ущемляет права осужденных на указание своей национальной принадлежности.

Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами в соответствующие органы, общественные объединения "на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания" (ч. 5 ст. 12 УИК РФ).

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Только в 90-х гг. уголовно-исполнительная система России обратила внимание на необходимость расширения и укрепления взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с религиозными конфессиями и общественными организациями. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в местах лишения свободы. Практической гарантией реализации этой возможности являются положения ст. 14 УИК РФ, в соответствии с которыми к осужденным, по их просьбе, могут быть приглашены священнослужители[14].

В настоящее время осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, в полной мере осуществляют свое право на свободу совести, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. В нем содержится только одно прямое ограничение этого права: при его осуществлении не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ)[33].

Свобода передвижения лиц, изолированных от общества, различается по степени: минимальной - в колониях-поселениях, средней - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов на общих или облегченных условиях содержания и на общих, облегченных или льготных условиях в воспитательных колониях и максимальной - в исправительных колониях особого режима, тюрьмах.

Осужденные к лишению свободы прямо ограничены в праве на свободу передвижения. Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждении. Побег из мест лишения свободы согласно ст. 313 УК РФ является преступлением.

В период отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных степень их изоляции может изменяться как в сторону смягчения, вплоть до условно-досрочного освобождения, так и в сторону ужесточения, вплоть до перевода в исправительное учреждение с более строгим режимом содержания.

Политические права и свободы - это закрепленные в Конституции "возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом". К ним относятся: свобода мысли и слова, право на объединение в общественные организации, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, право на участие в управлении делами государства, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 29 - 33 Конституции РФ).

Свобода мысли, слова, получения информации (ст. 29 Конституции РФ). Осужденные могут свободно высказывать свои мысли, суждения и убеждения по любым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Помимо ограничений свободы мысли и слова, установленных в ст. 29 Конституции РФ для всех граждан (о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрета пропаганды социального, национального, религиозного или языкового превосходства), все выступления осужденных, заседания советов коллектива исправительного учреждения проводятся под контролем соответствующих органов, публикации осужденных подвергаются цензуре.

Право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Нахождение в местах лишения свободы влечет, как правило, за собой исключение осужденных из общественных организаций, объединений. Наряду с этим в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, которые работают под контролем администрации исправительного учреждения. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоопределение, свободу и участие в управлении специфическим обществом государства. Участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется администрацией исправительных учреждений и учитывается при определении степени их исправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты