Правовое регулирование аудита в РФ

3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.

 5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

                                                       3. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2005 г.

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П положение пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, признано не противоречащим Конституции РФ


2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

См. Типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита, утвержденное приказом Минфина РФ от 31 октября 2002 г. N 107н

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   2.  Инициативный аудит

Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.) называется инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

         Инициативный аудит проводятся на основании договора, заключенного с аудиторской фирмой и проверяемым экономическим субъектом. Стоимость работы как при инициативном, так и при обязательном аудите, определяется по согласованию сторон.

Целью проведения инициативного аудита является:
- анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности на предмет ее достоверности;
- выявление превышения полномочий, причинения экономического ущерба собственнику;
- выявление внутренних резервов снижения себестоимости производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в целях увеличения размера прибыли;
- определение и обоснование размера дивидендов акционерных обществ, подлежащих распределению между акционерами;
- разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния организации;
- выполнения иных работ, связанных с аудитом и консультационными услугами.

По результатам проверки Заказчику представляется:
- аудиторское заключение по заданию;
- отчет о результатах проверки с рекомендациями по исправлению допущенных ошибок и улучшению организации учета;





Проведение инициативного аудита состоит из следующих этапов:
1. Получение задания от Заказчика.
2. Предварительная оценка объема работ и определение стоимости услуги (способ оценки зависит от содержания задания).
3. Подписание договора.
4. Проведение проверки. Консультации по вопросам учета и налогообложения, возникающим в ходе проверки.
5. Представление отчета о результатах аудиторской проверки с подробными комментариями и рекомендациями и заключения по заданию.





















                           4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.




Стандарт 1. Цели  и объем  проверки финансовых отчетов.

Стандарт определяет общие цели  и  объем  проверки,  проводимой  независимым

аудитором,  а  так  же   ответственность   руководителя   предприятия   за

финансовые отчеты.

      Стандарт 2. Письмо о соглашении на проведение аудита.

Письмо,   направляется   аудитором   клиенту,   служит     документальным

подтверждением согласия аудитора  на сделанное предложение, уточняет  объем

работы и меру  ответственности, которую принимает на себя  аудитор,  а  так

же форму отчетности.

      Стандарт 3.Основные принципы проведения аудита.

Стандарт перечисляет принципы, которыми должен  руководствоваться  аудитор:

добросовестность,   объективность,   независимость,   конфиденциальность,

должная квалификация и компетентность,  использование   результатов  работы

других аудиторов, документирование,  планирование, получение  аудиторских

данных, проверка  системы учета и внутреннего контроля, проверка  сделанных

выводов и составление заключения.

      Стандарт 4 .Планирование.

Стандарт рассматривает процесс  планирования  аудита,   определяет  ключевые

элементы этого процесса и содержит практические вопросы.

      Стандарт 5. Использование результатов  работы  других аудиторов.

Стандарт  применяется   в  случаях  использования    независимым   аудитором

результатов работы другого независимого аудитора.

      Стандарт  6.Изучение  и  оценка  применяемой   системы  бухгалтерского

учета и соответствующих  средств контроля в связи  с проведением аудита.

В  данном  стандарте  рассмотрены  системы  учета,  элементы,   задачи   и

ограничения  внутреннего  контроля,  а  так  же   аудиторских   процедур,

предназначенных для изучения  постановки внутреннего контроля.

      Стандарт 7 . Контроль качества  аудита.

Контроль качества имеет важное значение для  поддержания высоких  требований

к профессии аудитора. Стандарт проводит различие между контролем   отдельных

проверок и общим  качеством  контроля,  принятым  в   аудиторской  фирме.  В

стандарте   поставлены  вопросы  осуществления   контроля   над    процессом

передачи  аудитором  своих  функций  помощникам   для  проведения  отдельных

проверок.

      Стандарт 8. Данные аудитора.

Понимаются сведения,  получаемые   аудитором  при  подготовке  выводов,  на

которых основывается  его заключение.

Стандарт рассматривает природу и источники данных аудита.

      Стандарт 9. Документация.

В стандарте приведены  сведения   о  типовых  формах  и  содержании  рабочих

документов,   а  так   же    конкретные    примеры   рабочих   документов,

составляемых или получаемых  аудитором.

      Стандарт 10 . Использование результатов работы внутреннего аудитора.

Внутренний  аудит  представляет  собой   элемент   внутреннего  контроля  на

предприятии  и осуществляется специально назначенным  персоналом   в  рамках

предприятия. Задача внутреннего  аудита  -  оценка  качества   разработки  и

применения механизмов внутреннего контроля.




      Стандарт 11. Обман и ошибка.

Стандарт  определяет  понятия  «ошибка»  и  «обман»  и   устанавливает,  что

ответственность  за   предупреждение   обмана  и  ошибки  несет  руководство

предприятия.

       Стандарт 12. Аналитическая проверка.

В  стандарте  представлено  описание  процедур  аналитической   проверки   и

рекомендации относительно   их   задач   и  времени  проведения  ,  а  также

относительно того,  в какой мере следует   полагать на эти процедуры в  ходе

выполнения аудита.

      Стандарт 13.Заключение аудитора по финансовым отчетам.

Стандарт дает рекомендации  в отношении  формы   и  содержания  аудиторского

заключения, составляемого по  материалам  независимой  проверки  финансовой

отчетности     предприятия,     рассматривает     возможную     формулировку

безоговорочного  заключения  и  обстоятельства,  при  которых  может  быть

сделано заключение, отличие  от безоговорочного.

      Стандарт 14. Прочая информация  в документах, содержащих  проверенные

финансовые отчеты.

Стандарт  определяет  понятие  «прочая   информация»   как    финансовая   и

нефинансовая, включенная в документ,  содержащий  проверяемые  финансовые

отчеты  предприятия, вместе с соответствующим заключением аудитора.

      Стандарт 15. Проведение  аудита  в  условиях  применения   электронной

обработки данных (ЭОД).

В стандарте даны рекомендации  по использованию  дополнительных  процедур,

которые должны соответствовать  стандарту 3  «Основные  принципы  проведения

аудита», в случае  проведения аудита в условиях применения ЭОД.

      Стандарт 16. Компьютерные методы аудита.

Стандарт  содержит  рекомендации  по  использованию    компьютерных  методов

аудита (КМА), особенно  в отношении программного обеспечения и  проверочных

 данных.

      Стандарт 17.  Заинтересованные стороны.

Приведены процедуры  получения  необходимых  и  достаточных  для  проведения

аудита  данных   в  отношении   существования   заинтересованных  сторон   и

проводимых с ними операций.

      Стандарт 18. Использование работы эксперта.

Стандарт приводит рекомендации, касающиеся случаев исполнения  клиентом  или

аудитором услуг  эксперта.

      Стандарт 19. Аудиторская выборка.

В  стандарте  перечислены  факторы,  которые  должен  учитывать  аудитор   в

процессе   составления  и  отбора   аудиторской   выборки   и   при   оценке

результатов  и  процедур    аудита.   Стандарт   распространяется   как   на

статистические,  так  и  на  нестатические  методы  выборки   и  предлагает

практические  рекомендации   по  таким   вопросам,   как   риск   выборки,

сертификация, методы отбора и прогнозирование ошибок.

      Стандарт 20.Влияние использования ЭОД на  изучение  и  оценку  системы

учета и соответствующих средств внутреннего контроля.

  Стандарт  посвящен  изучению  и  оценке  системы   учета    и   механизмов

внутреннего  контроля  при  ЭОД.  Стандарт  содержит  общие   характеристики

контроля  в  условиях  применения  ЭОД,  включая  факторы,  влияющие  на

структуру, характер обработки, построение  системы внутреннего учета.





      Стандарт 21.Датирование заключения аудитора. События после  подписания

баланса. Обнаружение фактов после публикации финансовых отчетов.

В стандарте приведены рекомендации  по датированию  заключения  аудитора  и

ответственности аудитора в отношении    последующих  существенных   событий,

происшедших после даты подписания баланса,  в случае  обнаружения   тех  или

иных фактов после публикации финансовых  отчетов.

      Стандарт 22. Пояснение руководства.

Стандарт содержит рекомендации по  использованию   пояснений  руководства  в

качестве  данных  аудита   и  процедур,  применяемых  для  их   оценки   и

документирования, а так же  обстоятельств,  при  которых   от  руководства

следует получать письменные пояснения.

      Стандарт 23. Действующие предприятия.

В  стандарте  приведены  рекомендации  по   выполнению    аудиторами   своих

обязанностей, когда преемственность    допущения действующего предприятия  в

качестве  основы для составления финансовой отчетности  под вопросом.

      Стандарт 24.Специальные отчеты аудитора.

Стандарт содержит рекомендации по составлению  аудиторских отчетов.

      Стандарт 25. Существенность и аудиторский риск.

Стандарт определяет понятия «существенность» и «аудиторский  риск»  ,  связь

между ними и практическое применение   аудитором  в  процессе  планирования,

проведение аудита и оценки результатов выполнения процедур.

      Стандарт 26. Аудит учетных оценок.

В стандарте даны рекомендации, касающиеся  процедур аудита, которые  должны

проявиться с целью   получения  достаточно  надежной  гарантии  в  отношении

точности содержащихся в финансовой отчетности  бухгалтерских оценок.

      Стандарт 27. Изучение перспективной финансовой  информации.

В стандарте рассмотрены  случаи,  когда  аудитор   должен  высказать  свое

мнение  о  перспективной  финансовой   информации,   являющейся   прогнозом,

основанным  на   оптимальной  оценке,  или  о  проекте,  основанном   на

гипотетических положениях.

      Стандарт 28. Ответственность аудитора за начальные остатки при  первой

проверке финансовой отчетности.

Стандарт определяет ответственность аудитора  за  начальные  остатки,  когда

финансовая отчетность  подвергается аудиторской проверке  впервые  или  была

проведена другим аудитором в предшествующем году.

      Стандарт 29. Оценки собственного и контрольного рисков  и  их  влияние

на независимые процедуры.

В стандарте содержатся   указания  по  оценке   собственного  и  контрольных

рисков и использованию этих   оценок  для  определения  сущности,  времени

проведения  и   размера  независимых  процедур  с  целью  ограничения  риска

выявления до приемлемого уровня. Стандарт  требует  от  аудитора   понимания

систем учета и внутреннего контроля  и документальное их оформление.







                                                               Список литературы


1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
"Об аудиторской деятельности"
(с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

2. Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник. М., 2002.

3.       Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учеб.пособие. М. 2002.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты