Дисциплина исполнения - это своевременное и квалифицированное исполнение приказов, указаний, предписаний руководителями, специалистами и возглавляемыми ими коллективами.
В юридическом плане дисциплина труда представляет собой совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих порядок трудовой деятельности и отражающих меры требовательности к каждому работнику. В целях обеспечения надлежащей дисциплины труда используются различные средства воздействия на поведение работников и применяются различные методы, способствующие поддержанию определенного необходимого обществу уровня дисциплины труда. В числе других выделяют два наиболее характерных с точки зрения воздействия на участников трудового коллектива метода укрепления трудовой дисциплины: убеждение и принуждение. [8].
Убеждение - это метод воздействия, стимулирующий субъект права к такому поведению, которое соответствует его воле. Убежденность людей в полезности и необходимости трудовой дисциплины в общественном производстве формируется в процессе повседневного труда путем психологического воздействия. Психологическое воздействие на членов трудового коллектива ведется с учетом запросов и интересов производства и направлено на воспитание сознательности работников, повышение ответственности у каждого труженика за исполнение своих обязанностей. Убеждение определяется влиянием на мысли, настроения, чувства, мотивы поведения человека посредством всестороннего использования моральной и материальной заинтересованности каждого работника в эффективном выполнении общественно полезной работы и достижении более высоких результатов. Соблюдение трудовой дисциплины находится в прямой зависимости от уровня сознательности и юридической грамотности работников: чем выше правовая культура работников, тем выше их сознание, понимание значения законов и четкое их соблюдение. [9].
Широкое применение методов убеждения, направленных на укрепление дисциплины труда, способствует созданию отношений товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения, справедливому распределению работы и материальных стимулов в коллективе, удовлетворенности каждого работника своей трудовой деятельностью и отношениями в коллективе.
Принуждение - это такой метод воздействия, который обеспечивает совершение тех или иных действий субъектом права вопреки его воле. Другими словами, принуждение - это применение руководителем своих властных полномочий при определенных условиях, предусмотренных законом. Принуждение как метод воздействия на субъект права применяется значительно реже, чем метод убеждения, и должен быть обоснованным и гуманным, в каждом конкретном случае должен зависеть от характера и мотивов поведения, личности нарушителя трудовой дисциплины, от последствий правонарушений. Для применения методов принуждения в целях укрепления дисциплины труда характерны некоторые особенности:
♦ метод принуждения применяется только в отношении работников, которые, находясь в трудовом правоотношении, по своей вине нарушают принятые на себя трудовые обязанности;
♦ применяемые принудительные меры за нарушение трудовых обязанностей установлены законом;
♦ нормативные акты, регулирующие дисциплинарную ответственность, не содержат указания, за какое нарушение следует применять ту или иную меру дисциплинарного воздействия;
♦ дисциплинарная ответственность работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей возникает перед организацией как стороной трудового договора. [9].
2. Внутренний трудовой распорядок
Естественно, что Конституция не может детально регламентировать дисциплину труда работников предприятий, учреждений, организаций в нашей стране.
Такая регламентация на основе Конституции Республики Беларусь осуществляется Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами. Специальным нормативным актом общего значения, направленным на укрепление трудовой дисциплины, является Декрет Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" от 26 июля 1999 г. № 29 с изменениями и дополнениями от 2 апреля 2007 г.
На современном этапе развития производства возрастает значение четкого трудового распорядка, организованности, рационального использования рабочего времени в каждой организации. Трудовая правосубъектность предприятий направлена на обеспечение задач, принятых им на себя, и повышение эффективности общественного производства.
В процессе выполнения трудовой функции каждый работник вступает в отношения, регулируемые нормами трудового права. Эти трудовые отношения в своей совокупности образуют внутренний трудовой распорядок, который действует в пределах конкретной организации.
Внутренний трудовой распорядок представляет собой систему регулируемых нормами трудового права отношений, т.е. определенный режим, обеспечивающий полное и рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда, выпуск качественной продукции и выполнение обязанностей всеми участниками трудового процесса. В Конституции Республики Беларусь, Трудовом кодексе Республики Беларусь зафиксированы важнейшие положения, регулирующие трудовую деятельность работников. [1; 2].
Наряду с этим внутренний трудовой распорядок регламентируется и другими нормативными актами. К ним, в частности, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, регламентирующие права и обязанности работников; уставы о дисциплине, действующие в некоторых отраслях народного хозяйства; локальные нормы, утверждаемые руководителем организации по согласованию с профсоюзом и действующие только в данной организации (коллективный договор, положение о вознаграждении по итогам работы за год, должностные инструкции); технические правила и инструкции.
Правила внутреннего трудового распорядка являются важнейшим документом, регулирующим вопросы организации труда и укрепления трудовой и производственной дисциплины у нанимателя. С их помощью определяется место каждого работника в процессе производства, их взаимоотношения между собой. Среди нормативных актов, регулирующих дисциплину труда, важнейшее место занимают Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные Постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46. Эти правила распространяются на все государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности, и являются своего рода образцом для разработки отраслевых и местных правил. [7].
В Типовых правилах нашел отражение курс нашего государства на дальнейшую демократизацию управления производством при одновременном укреплении дисциплины всех его участков. Они являются общими для всех предприятий, учреждений, организаций, содержат единые для всех работников и нанимателей предприятий нашей страны нормы общегосударственного значения.
Многие нормы, содержащиеся в Типовых правилах, не предусматриваются иными нормативными актами. Так только в Типовых правилах содержится подробное указание на то, что при приеме на работу, выполнение которой связано со специальными знаниями, наниматель вправе потребовать от поступающих на работу предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке, и дается исчерпывающий перечень других документов, которые вправе потребовать у поступающего на работу. Вместе с тем Типовые правила внутреннего трудового распорядка содержат в себе также положения, которые воспроизводят уже установленные нормы трудового законодательства. [12]
Положения, содержащиеся в Типовых правилах, обязательны как для работников, так и для нанимателя. Вместе с тем Типовые правила, являясь актом общего значения, не могут отразить специфику условий производства в отдельных отраслях. Этой цели служат отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, утверждаемые министерствами и другими центральными органами государственного управления Республики Беларусь с участием отраслевых профсоюзов. [15].
Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка утверждаются министерствами и другими центральными органами государственного управления Республики Беларусь с участием отраслевых профсоюзов. Обычно в отраслевых правилах уточняются обязанности работников и нанимателя, связанные с особенностями отрасли, предусматриваются дополнительные, по сравнению с Типовыми правилами, меры поощрения работников за успехи в труде. Эти правила, так же как и местные, не должны противоречить Трудовому кодексу, Типовым правилам и, в частности, не могут устанавливать дополнительных мер дисциплинарных взысканий, но призваны отразить специфические условия организации труда предприятий (режим работы, дополнительные меры по охране труда и технике безопасности и т.п.) в каждой отдельной отрасли народного хозяйства.
Как видно, отраслевые правила внутреннего трудового распорядка направлены к установлению такого трудового режима, который обеспечивает не только надлежащую трудовую дисциплину, но и соответствующую организацию труда.
В отраслях народного хозяйства, где нет отраслевых правил, действуют Типовые правила внутреннего трудового распорядка.
Условия труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всегда конкретны. Например, могут быть предприятия одного профиля, но с разной технологией производства, требующей установления особого порядка работы. Эта задача решается с помощью местных правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых нанимателем с учетом мнения профсоюза. Наличие местных правил внутреннего трудового распорядка для каждого предприятия, учреждения, организации обязательно.
Местные правила внутреннего трудового распорядка, по сравнению с Типовыми правилами, значительно шире и более детально отражают специфику производственных условий на данном предприятии. Они являются локальным нормативным актом и могут включать следующие разделы: общие положения; порядок приема и увольнения работников; обязанности работников; обязанности нанимателя; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в работе; ответственность за нарушение трудовой дисциплины. [15].
Каждый работник данной организации должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка при поступлении на работу, а также с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в них.
Уставы, или положения, о дисциплине, утверждаемые постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, являются специальными ведомственными актами, действуют лишь для Отдельных категорий работников и обеспечивают четкую организацию труда и ответственность работников за точно обозначенный участок работы. Большинство из них распространяется не на всех работников, а лишь на тех, кто выполняет в данной отрасли основные работы, а также на работников центрального аппарата управления. Круг работников устанавливается соответствующим уставом. [10].
В организациях тех отраслей, где действуют уставы о дисциплине, также утверждаются правила внутреннего трудового распорядка. Они распространяются на работников, не подпадающих под действие уставов.
Как и правила внутреннего трудового распорядка, уставы о дисциплине развивают и дополняют действующее законодательство, но не могут ему противоречить. Вместе с тем уставы о дисциплине имеют целый ряд отличий от правил внутреннего трудового распорядка: они регулируют более узкий круг вопросов, чем правила; по сравнению с правилами внутреннего трудового распорядка дисциплинарная ответственность работников по уставам о дисциплине отличается от общей дисциплинарной ответственности более широким понятием дисциплинарного проступка и большей строгостью санкций за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей. [14].