Правовое регулирование городского строительства

Основанием для выдачи этого задания являются заявка заказчика и документы, удостоверяющие право собственности заказчика на земельный участок, на котором предполагается строительство, а если заказчик не является собственником данного земельного участка, – то разрешение собственника данного участка на проектирование на этом земельном участке. Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, – необходимо решение органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проектировании на данном участке.

Архитектурно-планировочное задание выдается в соответствии с нормами законодательства о градостроительстве и должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания возможен в случаях, прямо указанных в законе. Это происходит, если намерения заказчика противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города ли иного населенного пункта.

Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком в суде.

При строительстве ряда объектов, указанных в утвержденной градостроительной документации, архитектурно-планировочное задание должно быть разработано на основе обязательного проведения предпроектных исследований или после проведения конкурса на архитектурный проект.

Порядок и условия проведения таких исследований и конкурсов на архитектурный проект определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов РФ. Законодательство об архитектуре специально предусматривает, что жюри таких конкурсов не менее чем на две трети должно состоять из архитекторов, имеющих лицензии.

До утверждения проекта в случаях, указанных в законодательстве, проводятся экспертизы.

Экспертиза проектов является обязательной, если строительство осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Порядок проведения этой государственной вневедомственной экспертизы определяется Правительством РФ или субъекта РФ.

Специальный нормативный акт определяет требования к экспертизе при использовании иностранных инвестиций: постановлением Минстроя России от 16 февраля 1995 г. №18-18 утвержден Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства с привлечением иностранного капитала в РФ.

При строительстве объектов за счет средств российских юридических и физических лиц проведение экспертизы возможно по их решению.

Экспертизы архитектурных проектов могут проводиться только архитекторами, имеющими лицензию на осуществление архитектурной деятельности.

Экспертиза проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется Госкомитетом РФ по жилищной и строительной политике.

При сооружении технически сложных уникальных объектов проводятся комплексные технические экспертизы. Так, при строительстве метрополитена на особо сложных участках экспертизу проводит Главкомэкспертиза РФ – орган федерального уровня.

При строительстве производственных объектов необходимым элементом проектной документации, в принципе предшествующим разработке всех других ее составных частей, является технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Этот документ также является объектом экспертизы. Письмом Главгосэкспертизы при Минстрое России от 23 апреля 1992 г. №24-13-4/222 утверждены Требования по составлению и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Помимо названных экспертиз могут быть проведены также экологические экспертизы. Их проведение обязательно, если это предусмотрено нормами экологического законодательства.

Архитектурный проект должен учитывать требования градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил, соответствующих градостроительных нормативов, правил застройки города или иного населенного пункта, задания на проектирование и архитектурно-планировочного задания. Этот документ является обязательным для всех участников реализации архитектурного проекта со дня получения выдаваемого на его основании разрешения на строительство.

Архитектурные проекты как основной проектный документ могут быть созданы только лицами, имеющими лицензию. Лицензирование архитектурной деятельности осуществляется органами архитектуры и градостроительства.

Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор, а авторы архитектурных проектов вправе осуществлять авторский надзор, т.е. проверку соответствия выполняемых работ архитектурному проекту. Действующее Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений утверждено постановлением Госстроя СССР от 15 апреля 1985 г. №48.

Наряду с архитектурными проектами, строительство требует и градостроительной документации. Согласно ст.6 Закона «Об основах градостроительства в РФ» градостроительная документация – это единая система взаимосвязанных проектных документов, предусматривающая обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основной для составления проектов объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства. Градостроительная документация разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.

На основе градостроительных прогнозов и программ разрабатываются основные виды градостроительной документации. При сооружении большинства объектов практическое значение для каждого застройщика имеют такие их виды, как генеральные планы городов, других поселений и их систем, проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселении, генеральные планы территорий, подведомственных сельским и иным аналогичным органам местного самоуправления, генеральные планы селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон, проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей города, проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

Заказчики могут поручить выполнение и других видов градостроительной документации.

Генеральный план города, другого поселения, территории, подведомственной органам местного самоуправления, является, согласно п.4 ст.6 Закона «Об основах градостроительства в РФ» основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

С момента утверждения градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Она находится в распоряжении органов архитектуры и градостроительства.

К числу участников градостроительной деятельности законодательство относит граждан и юридических лиц, которые являются заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации а также исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности. Участниками этой деятельности выступают также государственные органы, органы местного самоуправления и органы архитектуры и градостроительства.

Градостроительная документация разрабатывается на базе утверждаемых государственными органами на определенный срок градостроительными нормативами. Они имеют важнейшее юридическое значение, поскольку не только выступают основой при проведении экспертиз проектов и контроле за градостроительной деятельностью, но также должны быть основой при решении спорных градостроительных вопросов в суде.

Важнейшее значение имеют и такие градостроительные нормативы, как правила застройки городов и других поселений, например, сельских населенных пунктов. Эти документы детализируют с учетом особенностей различных видов поселений градостроительные нормативы и иные нормы градостроительного законодательства.

Заказчиками градостроительной документации выступают государственные органы, органы местного самоуправления или юридические лица.

На выполнение градостроительной документации заказчик заключает договор с разработчиком, он вправе осуществлять контроль за ходом ее разработки и экспертизу, а также может участвовать в согласовании и реализации этой документации.

Заказчику принадлежит право самостоятельно определять объекты градостроительной деятельности, направления и объемы капиталовложений (инвестиций), объемы работ и тех лиц, которых он привлекает для реализации градостроительной документации.

Градостроительная документация проходит государственную экспертизу в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства России от 20 июня 1993г. №585(с изм. на 27 июня 1995 г.) «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», а также в постановлении Госстроя России от 29 октября 1993 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в РФ».

Если заказчик градостроительной документации не является пользователем объектов, т.е. зданий, сооружений, коммуникаций, промышленных и иных комплексов, целых территорий и т.д., он сохраняет тем не менее право контролировать их целевое использование.

Пользователями объектов градостроительной деятельности выступают граждане и юридические лица. Все они имеют следующие права:

– на отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;

– на достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;

– на обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;

– на строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;

– на участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативного проекта;

– на независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.

Все субъекты градостроительной деятельности обязаны соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов и других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию, соблюдать решения местных органов власти и управления в области планирования, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, беречь и улучшать среду обитания, сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт, а пользование земельными участками они обязаны осуществлять в соответствии не только с нормами земельного законодательства, но и с правилами застройки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для городского строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода – СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПах есть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.

Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18 декабря 2006 г.)

2.   Гринев В.П. Правовое регулирование градостроительной деятельности. – М.: ГроссМедиа, 2006.

3.   Москвин-Тарханов М.И. Правовое регулирование градостроительной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2004. – №2(19).

4.   Правовое регулирование строительной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Родионова Н.В. Механизмы регулирования рынка жилья / Н.В. Родионова // Аудит и финансовый анализ. – 2008. – №4. – С. 270-278.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты