Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь

1.3 Основания прекращения гражданства Республики Беларусь


Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его прекращения. Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностранным гражданином, возвращение на этническую родину, устройство на работу за границей.

В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, предусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо заявления лица, желающего выйти из гражданства, необходимо получение согласия государства. Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

– является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

– имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами;

– не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения».

Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. №49–3 «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частности, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.) не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко практиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.

Вместе с тем согласно ст. 19 Закона о гражданстве гражданство Республики Беларусь утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;

2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.



2. Порядок рассмотрения вопросов гражданства


Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209, в редакции от 29 декабря 2006 г. №755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы внутренних дел – по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а также органы дипломатической службы – по отношению к лицам, постоянно проживающим за границей.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства – шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации – двух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды. Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть также обжалованы в суд.



3. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь

3.1 Общие положения


Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105–3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан), а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является национальный режим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.


3.2 Личные права и свободы иностранцев


Согласно ст. 7 Закона о правовом положении иностранных граждан «иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы».

Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Вместе с тем определенные ограничения их права на свободу совести и религии закреплены в Законе Республике Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. №109–3. Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать в качестве учредителей религиозных общин, а согласно ст. 13 – быть руководителями религиозных организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «О свободе совести и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь».

Статья 15 Закона о правовом положении иностранных граждан закрепляет право иностранцев на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси вправе «беспрепятственно» въезжать на ее территорию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен въезд на территорию своего государства. Иностранцы же могут въезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения), предоставляющего иностранцу право на пересечение государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в данном разрешении, и оформленного в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются в порядке, определенном Визовыми правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №1065.

Согласно ст. 33 Закона о правовом положении иностранных граждан в определенных случаях иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включение иностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.


3.3 Политические права и свободы иностранцев


В сфере политических прав и свобод права иностранцев в наибольшей степени ограничены по сравнению с правами граждан Республики Беларусь. Это объясняется тем, что традиционно право на управление государственными делами всегда «резервируется» за собственными гражданами. В частности, иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах (ст. 19 Закона о правовом положении иностранных граждан). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь согласно которой граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерацией.

Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Однако не допускается членство иностранцев в политических партиях Республики Беларусь и иных общественных объединениях, преследующих политические цели, а также финансирование ими их деятельности (ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан, ст. 13 Закона Республики Беларусь «О политических партиях»).

Иностранцы не вправе быть инициаторами проектов законов (ст. 97, 99 Конституции Республики Беларусь), не могут выступать организаторами митингов, шествий и демонстраций.


3.4 Социально-экономические права и свободы иностранцев


Объем социально-экономических прав и свобод, которыми обладают иностранцы, в решающей степени зависит от режима их пребывания. Так, постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, право на образование, право на отдых, право на жилище и другие права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. Отдельные исключения из этого правила могут быть закреплены в законодательных актах либо международных договорах Республики Беларусь. Так, например, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников СНГ, подписанное в марте 1997 г. предусматривает, что плановая медицинская помощь лицам, постоянно проживающим на территории Беларуси на основании вида на жительство, оказывается на платной основе.

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты