Правовое регулирование института юридического лица

Разновидностями хозяйственных обществ являются общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительным договором размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК)[4].

Акционерным обществом согласно п. 1 ст. 96 ГК признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые. Указание на факт, является ли акционерное общество открытым или закрытым, должно содержаться в его фирменном наименовании (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах»), в уставе общества (п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

К коммерческим организациям также относятся:

- производственный кооператив (артель), которым признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК). Видами производственных кооперативов являются: сельскохозяйственная артель, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство, иные кооперативы.

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (абз.1 п. 1 ст. 113 ГК).

К некоммерческим организациям относятся:

- потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

- община малочисленных народов - форма самоорганизации лиц, относящаяся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемая в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

- общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

- фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

- учреждение - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

- объединения юридических лиц - коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

- объединения работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

- некоммерческое партнёрство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определённых целей.

- автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

- государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

- товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам[5].


2. Правовое регулирование создания юридического лица

2.1 Способы создания юридических лиц


Существует два способа создания юридического лица: учреждение и реорганизация.

При учреждении юридического лица первым делом определяется, в какой именно организационно-правовой форме будет создано юридическое лицо, каково будет его название, разрабатываются учредительные документы организации.

После выбора наиболее оптимальной организационной модели будущего юридического лица решаются такие вопросы, как выбор названия организации, подбор адреса места нахождения, подготовка учредительных документов и совершение иных действий, предусмотренных законодательством при создании юридических лиц данной организационно-правовой формы. Именно организационно-правовой формой определяются как права и обязанности самой организации, так и объём прав и обязанностей участников, а так же порядок управления юридическим лицом и ряд иных вопросов.

Одним из отличий юридических лиц различных организационно-правовых форм является объём и содержание прав учредителей (участников) в отношении конкретного юридического лица.[6]

Следующим этапом в процессе создания является выбор названия для создаваемого юридического лица. Однако следует помнить, что немало споров и проблем связано с наличием юридических лиц, зарегистрированных не просто со схожим, но даже с идентичным наименованием.

Ещё одним этапом в процессе создания юридического лица является выбор адреса места нахождения организации.

После принятия и утверждения решения о создании организации и её учредительных документах для легализации статуса юридического лица необходимо осуществить процедуру государственной регистрации.

На сегодняшний день выделяют три основные формы государственной регистрации:

- разрешительная форма,

- явочная форма,

- уведомительная форма.

Первая из выделенных форм — разрешительная. Из самого ее названия видно, что государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. При этом подразумевается явно негативное отношение к такому разрешительному акту. Как правило, он принимается не на основе законодательно установленных условий (оснований), а имеет под собой исключительно субъективные начала.[7]

В противоположность разрешительной форме регистрации в цивилизованных государствах преобладает явочная (иногда употребляются термины — явочно-нормативная или заявительная) форма. Она основана на ограниченном (соразмерном) вмешательстве государственной власти в корпоративные отношения, в частности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, задача такого вмешательства — это стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечение ее прогрессивного развития.

С недавнего времени в теории активно обсуждается и так называемая уведомительная форма государственной регистрации юридических лиц — еще более либеральная форма их легализации. Роль государственных органов при ее применении сведена к минимуму. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этом государственные органы (причем это может быть осуществлено, например, путем отправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефонной связи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежит обязанность по занесению представленных сведений в специально созданный для этого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа. Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующего решения регистрирующим органом (что характерно для двух указанных выше форм), а с момента подачи заявителем уведомления.[8]

Ещё один способ создания юридического лица – реорганизация.

Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.

Существуют следующие способы реорганизации:

- добровольный (по решению участников либо органа юридического лица);

- разрешительный (с согласия государственных органов, если это прямо указано в законе);

- принудительный (по решению уполномоченных государственных органов или суда в предусмотренных законодательством случаях).[9]

Гражданский Кодекс РФ (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.

Слияние означает слиться в единое целое, т.е. соединение двух или нескольких юридических лиц, при котором происходит объединение их прав и обязанностей, в одно целое юридическое лицо.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом все имущественные права и обязанности присоединяющегося лица переходят к главной организации.

Разделение означает, что одно юридическое лицо разделилось на две и более части, прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

Выделение, как форма реорганизации, характеризуется тем, что основное юридическое лицо продолжает свое существование, но из его состава выделились какие-то отдельные структурные подразделения в самостоятельное юридическое лицо.

Преобразование предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом прекращается существование организации в прежнем виде, а ее права и обязанности переходят к правопреемнику.

Таким образом, создание юридического лица происходит двумя способами: путём учреждения и реорганизации. Оба способа достаточно широко применяются на практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты