- собственности на землю;
- в сфере государственного управления землями;
- в области землевладения и землепользования;
- в области использования земель;
- области охраны земельных прав.
Наряду с отношениями по поводу использования и охраны земли как объекта жизнедеятельности человека земельные правоотношения собственности на землю имеют определяющее значение и лежат в основе всех других земельных правоотношений, имеющих производный и зависимый от них характер. С отменой монополии государственной собственности на землю и включением ее как недвижимости в систему рыночных отношений отношения собственности на землю приобрели характер имущественных отношений, регулируемых гражданским, земельным и иным специальным законодательством. В зависимости от форм земельной собственности правоотношения подразделяются на правоотношения частной и государственной собственности, которые, в свою очередь, в соответствии с категориями субъектов права собственности могут подразделяться на подвиды. Так, правоотношения частной собственности на землю представлены правоотношениями собственности на землю физических и юридических лиц, правоотношения государственной собственности - правоотношениями республиканской собственности и коммунальной собственности.
Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями выступают по форме как административно-правовые и носят служебный характер по отношению к большинству других видов земельных отношений. К земельным правоотношениям по государственному управлению соответственно направленности деятельности по управлению землями относятся правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению земельных участков, землеустройству, осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель, разрешению земельных споров.
Земельные правоотношения в области использования земель имеют производный характер от отношений земельной собственности. По признаку производности от права собственности на землю они подразделяются на отношения непосредственного (использование земельного участка юридическими и физическими лицами, имеющими землю на праве частной собственности) и производного (использование земли землепользователями, арендаторами) пользования землей. Классификация правоотношений в области использования земель может производиться в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, выделяемой в соответствии с основным целевым назначением. Соответственно данному критерию видами земельных правоотношений по пользованию являются правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель водного фонда и т. д. Данная классификация правоотношений может быть применима к составу земель каждой отдельной категории. К примеру, правоотношения по использованию земель населенных пунктов подразделяются на отношения по использованию земель городов, земель поселков городского типа и земель сельских населенных пунктов. Исходя из принятой классификации земельные правоотношения могут подразделяться в соответствии с составом земель городов на отношения по использованию земель застройки, земель общего пользования, земель сельскохозяйственного использования и т. д. Кроме того, правоотношения в области пользования могут быть классифицированы и по таким признакам, как субъект, осуществляющий использование земельного участка, условия предоставления земельного участка в зависимости от сроков пользования и др.
В зависимости от содержания прав и обязанностей участников правоотношений охранительные земельные правоотношения составляют отдельный вид земельных правоотношений. Они имеют место в случаях нарушения земельного законодательства, невыполнения обязанностей по рациональному использованию и охране земель, влекущих применение мер правовой ответственности и возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства. Земельные правоотношения, связанные с причинением правомерного вреда землям и причинением убытков собственникам земли, землепользователям, землевладельцам и арендаторам при отсутствии вреда причинителя составляют особую разновидность охранительных земельных правоотношений. В отличие от возмещения вреда, вызванного нарушением земельного законодательства, на субъекта, причинившего правомерный вред возлагается не правовая, а экономическая ответственность.
Субъекты и объекты земельных правоотношений. Земельные участки (их части) как основной объект земельных отношений. Земельные сервитуты
Субъектом земельных правоотношений признаются граждане и юридические лица, наделенные земельными правами и несущие определенные обязанности, предусмотренные земельным законодательством. С ликвидацией монополии государственной собственности на землю и введением частной собственности круг субъектов земельных правоотношений существенно изменился. Физические и юридические лица составляют самые многочисленные группы земельных правоотношений. Объединенные общим признаком пользования и обладания землей на определенных правовых основаниях, они составляют единую категорию субъектов, именуемых землевладельцами. Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.
В отличие от иных правоотношений земельные правоотношения имеют своим объектом землю, по поводу которой возникают земельные отношения, определены права и обязанности их участников. Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Вместе с тем в зависимости от вида земельных правоотношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, в сфере государственного управления землями объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный государством земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоотношений.
В силу статьи 16 Кодекса Республики Беларусь о земле объектами земельных отношений являются земельные участки (их части). Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отраженные в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Он не может быть разделен на части, если при целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок. Согласно статье 18 Кодекса о земле граница земельного участка есть линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения. Граница земельного участка устанавливается на местности и закрепляется межевыми знаками. Порядок установления и закрепления границы земельного участка определяется специально уполномоченным на то государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству.
Помимо земельных участков объектами земельных отношений являются также земельные сервитуты. Сервитут - это право ограниченного пользования соседним или другим земельным участком. Он устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний, а в необходимых случаях - через другой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Установление сервитута не должно повлечь изменения целевого назначения обременяемого земельного участка.
В соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник же земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Сервитут устанавливается и прекращается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации права на земельный участок. В случае отсутствия соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. На условиях и в порядке, предусмотренных статьей 13 Кодекса Республики Беларусь о земле, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута.
Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
Содержание земельных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения
Под содержанием земельных правоотношений понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, определенных законодательством. Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового статуса, особенностей объекта и вида отношений. Так, содержание земельных правоотношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности таких правомочий земельного собственника, как владение, пользование и распоряжение землей. Наиболее сложным по структуре является содержание правоотношений, связанных с использованием земель. Правоотношение определяется, прежде всего, наличием различных правовых оснований использования земли, разнообразия целевого назначения земельных участков, являющихся объектом этих правоотношений, связи правоотношений по использованию земли с правоотношениями по использованию других природных объектов - недр, вод, лесов, а также различной недвижимости, находящейся на земле (зданий, сооружений, мелиоративных систем, садов и т. п.).
Земельные отношения возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, а также их передачу в частную собственность, является Кодекс Республики Беларусь о земле. Как определяется в статье 24 данного Кодекса, предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение и передача их в аренду (кроме случаев, предусмотренных статьей 47 Кодекса, - передача находящихся в частной собственности земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков) осуществляется в порядке отвода.
Отвод - назначение или предоставление в пользование земельного участка с указанием цели и условий решением государственного органа. Отвод земельных участков производится на основании решений Президента, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов.
Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком (как и право частной собственности на земельный участок) удостоверяется государственным актом.
В отдельных случаях по ходатайству землевладельца, землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган может разрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на местности) землеустроительной службой.
До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог.
Однако граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства и не получившие документы, удостоверяющие их право на земельные участки, владеют и пользуются этими земельными участками до получения документов, удостоверяющих их право на пользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками.
Право временного пользования земельным участком подтверждается удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования «землей, порядок их выдачи устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Основания прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью), права собственности граждан и юридических лиц на земельный участок установлены в статьях 49 и 51 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Право пользования земельным участком может быть также прекращено в случаях совершения землевладельцем или землепользователем недействительных сделок (купля-продажа, дарение, аренда, залог, самовольный обмен) с земельными участками, находящимися в пользовании и пожизненном наследуемом владении. Законодательными актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Прекращение права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком в случаях, предусмотренных пунктами 1-10 части первой статьи 49 Кодекса Республики Беларусь о земле, производится по решению органов, предоставивших земельные участки, а в случаях, когда земельные участки предоставлялись областными исполнительными и распорядительными органами, Советом Министров Республики Беларусь, Верховным Советом Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь - по решению районных исполнительных и распорядительных органов. Прекращение права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 49 Кодекса Республики Беларусь о земле (изъятие земель в случаях, предусмотренных данным Кодексом), производится по решению исполнительных и распорядительных органов, имеющих право изъятия земельных участков.
Решения о прекращении права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренных пунктами 4, 6 -10 статьи 49 Кодекса Республики Беларусь о земле (нецелевое и нерациональное использование, невнесение земельного налога и проч.), принимаются на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица землевладелец или землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.
При прекращении права владения и права пользования земельным участком исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователям затрат, связанных с улучшением земель, или вопрос о возмещении ими ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельных участков. Порядок компенсации затрат, связанных с улучшением земель, а также возмещения ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельного участка, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Так, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 1992 г. № 1601 убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, возмещаются землевладельцам и землепользователям, в том числе арендаторам, понесшим эти убытки, в полном объеме (включая затраты, произведенные за счет собственных средств, на улучшение качества земли за время владения и пользования земельными участками исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Возмещению подлежат и затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых, а также дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых в установленном порядке на площадях залегания полезных ископаемых зданий и сооружений от возможных просадок земной поверхности.
Список использованных источников
1) Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2) Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.
3) Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. N 420-З. Принят Палатой представителей 8 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.07.2000, № 70, рег. № 2/195 от 18.07.2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
4) Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-хii. Ведомости Верховного совета Республики Беларусь 1993г. №1 ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
5) Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2004, № 4, рег. № 6/383 от 09.01.2004). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
6) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2001 г. № 1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.08.2001, N 72, рег. N 5/6461 от 30.07.2001). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
7) Желваков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.
8) Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
9) С.А. Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. – 398с.
Страницы: 1, 2