Правовое регулирование охоты

В соответствии с "Правилами о добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" правом на добывание объектов животного мира обладают:

а) граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке. Добывание объектов животного мира осуществляется в целях любительской и спортивной охоты до 1 июля 2011 г. также гражданами Российской Федерации, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации";

б) иностранные граждане, получившие разрешение на добывание объектов животного мира в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке. [5]

Пользование объектами животного мира (охота) с изъятием их из среды обитания в соответствии с ФЗ РФ "О животном мире" предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ.

Для юридического оформления охоты необходимо в свою очередь разрешение на охоту, т.е. на отлов (отстрел) животных. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром выдаёт специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Добывание объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, производится по именной разовой лицензии на использование объектов животного мира, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Порядок выдачи, оформления и форма лицензии устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Добывание объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания не требует лицензии, производится на основании охотничьего билета с соблюдением норм, квот и лимитов добывания объектов животного мира, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки добывания объектов животного мира, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18.

Различают лицензии, выдаваемые на изъятие из среды обитания:

одного животного мира в определённом месте в сезон охоты;

конкретного количества особей охотничьих животных в сезон охоты;

особей определённого вида охотничьих животных или группы их видов в определённом месте на определённый срок с соблюдением лимитов изъятия этих животных.

Лицензии выдаются на конкретное место, имеющее чётко выраженные внешние границы (урочище, егерский обход, охотничье хозяйство), и на определённый срок. Для производства охоты в другие сроки и на другом месте необходимо получить другую лицензию. Во время производства охоты лицензия находится у лица, производящего охоту (при проведении групповых охот - у лица, ответственного за охоту). Выданные гражданам лицензии на следующий сезон охоты недействительны. Денежные средства за неиспользованные лицензии не возвращаются. Выданные гражданам именные разовые лицензии возвращаются по месту их получения в сроки, определённые в этих лицензиях.

Добывание объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определённого вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

При добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию (если предусмотрено Правилами). При добывании объектов животного мира с применением оружия лица обязаны иметь при себе также разрешение на оружие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии. [6]


1.2 Сроки охоты


Сроки охоты - это сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов.

Сроки охоты являются важным моментом в правовом регулировании охоты. Так как от сроков охоты зависит экологический баланс в природе. Зачастую нарушение именно сроков охоты вело к исчезновению редчайших пород как птиц, так и зверей. Сроки охоты устанавливаются с учетом многих факторов, таких как:

а) экологическое благополучие в общем в стране;

б) экологическое благополучие в регионе;

в) метеорологический прогноз;

г) прогноз рождаемости данного вида животных;

д) поголовье данного вида животных на момент открытия охоты;

е) правовое положение на данный момент

Как ни странно последний момент является очень важным т.к от состояния кодификации и способности предотвратить правонарушения зависит объем несанкционированной охоты, которая, к сожалению имеет место быть.

Установление в целом по РФ или по отдельным зонам сроков охоты, разрешение или запрещение добычи отдельных видов диких зверей и птиц производятся Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ, кроме случаев, предусмотренных решениями Совета Министров РФ.

Также в отдельных случаях сроки охоты регулируются местными органами с учетом экологической обстановки.

Сроки, охоты устанавливаются едиными для всей страны и вместе с тем дифференцированными в зависимости от расположения охотоугодий. Едиными являются сроки начала охоты на перелетную дичь. Территория России огромна и растянута по тепловым поясам. Поэтому начало и конец охоты на отдельных видов животных - зайца, лосей, кабана, лисицу и т.д. могут быть разнообразны.

Большие различия по республикам, краям и областям имеются на отдельные виды животных. В зависимости от численности тех или иных видов животных лимиты отстрела одних могут быть сокращены, а других увеличены. При угрозе резкого уменьшения численности некоторых видов охотничьих животных местные органы охоты вводят полный запрет на отстрел этих животных и принимают меры к воспроизводству его численности. С этой целью создаются охотничьи заказники на срок воспроизводства животных.

Добывание всех диких зверей и птиц для научных и культурных целей в запрещенные для охоты сроки либо в запрещенных местах производится по разрешениям, выдаваемым в порядке, устанавливаемом Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ. [7]

Постановление Правительства "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит перечень сроков охоты на различных животных, в соответствии с которыми должна проходить охота.

Но в соответствии с п.17 Правил "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации вправе осуществить корректировку сроков добывания объектов животного мира в пределах 2 недель раньше или 2 недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году.

Так же установлены сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с ловчими птицами (разрешается с последней субботы июля по 28 (29) февраля).

Летне-осеннее добывание болотно-луговой, боровой, степной и полевой дичи с легавыми и спаниелями разрешается на 2 недели раньше установленных сроков.

Добывание пернатой дичи в весенний период осуществляется продолжительностью до 16 дней с начала установленного срока добывания.

А граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право осуществлять добывание объектов животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение календарного года.

В соответствии с "Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" к лицам, виновным в нарушении правил и сроков охоты, применяется одна из следующих мер:

предупреждение;

общественное воздействие;

лишение права охоты на срок до 3 лет, если производство охоты не является основным источником существования;

денежный штраф с изъятием орудий охоты без возмещения их стоимости или без такового.

Либо, как уже говорилось выше, административная или уголовная ответственность.


2. Анализ правового регулирования охоты


Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере использования объектов животного мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Несомненно, Федеральный закон "О животном мире" предусмотрел наиболее значимые стороны правового регулирования отношений в области охоты посредством определения правовых, организационных, экономических основ использования и охраны объектов животного мира, и, следовательно, в их числе объектов охоты. Однако такое регулирование следует признать недостаточным, поскольку оно не связано с определением порядка и условий осуществления охоты, ведения охотничьего хозяйства, о чем прямо свидетельствует отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве (ст.41). Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном Законе присутствует в законодательстве уже более десяти лет, он не принят, что позволяет говорить о пробельности экологического законодательства в этой части. Очевидно, что из положений ст.41 Федерального закона "О животном мире" следует обязательность соответствия всех принимаемых нормативных правовых актов об охоте и охотничьем хозяйстве, и федеральных, и региональных, данному запланированному специальному закону. Строго юридически, часть федеральных нормативных правовых актов в области охоты и охотничьего хозяйства, образующих основу правового регулирования соответствующих отношений, вызывает вопросы по правомерности их применения, поскольку ими не обеспечивается соответствие специальному федеральному закону, хотя и по той причине, что его просто нет, а равно Федеральному закону "О животном мире", как это требуется его ст.3, в связи с тем, что собственно отношения в области охоты Федеральный закон "О животном мире" не регулирует. [8]

ФЗ "О животном мире" регулирует охоту только в общих чертах. Однако даже немногочисленные положения российского законодательства, посвященные правовому регулированию использования объектов животного мира и охоты, достаточно четко, на наш взгляд, определяют основополагающие принципы такого использования. Например, Закон относит пользование дикими животными к лицензируемой деятельности. Законодатель, наряду с платностью, закрепил еще ряд условий пользования животным миром. Так, оно осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В процессе систематизации экологического законодательства Российской Федерации, особенно актуальном в настоящее время, когда число законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, природопользованию, неуклонно возрастает, а эффективность их применения продолжает оставаться низкой, неизбежно решение задачи восполнения пробелов правового регулирования, образовавшихся на федеральном уровне законотворчества. Один из связанных с этим острых вопросов выражается в проблеме правового регулирования отношений по охоте.

Важнейший структурный недостаток законодательства в рассматриваемой сфере - отсутствие фундаментального акта, имеющего высшую юридическую силу, прямое действие, консолидирующего все законодательство - закона об охоте. Формально необходимость такого закона опирается на прямое указание Федерального закона "О животном мире": "Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (ст.41).

Отметим, что в условиях работы по систематизации российского экологического законодательства стадия подготовки такого федерального закона может быть преодолена, но только в случае проведения кодификации всего экологического законодательства. В самом деле, все доступные формы систематизации экологического законодательства, за исключением кодификации, не предоставляют возможности сформировать федеральное законодательство об охоте. Кодификация же, напротив, позволяет решить проблему комплексно и кардинально, исключив необоснованное разнообразие, поскольку предполагает и обобщение существующих правовых норм, регулирующих отношения по охоте, и отбор наиболее эффективных и удачных среди них, и учет практики их применения, и создание новых правовых норм.

Кодификация законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве при этом предполагает, с одной стороны, поднятие уровня правового регулирования отношений по охоте с подзаконного на законодательный, с другой - использование апробированных правовых норм, всего опыта правового регулирования, удачных формулировок законов субъектов Российской Федерации. Интерес с этой точки зрения представляет как сама структура законов об охоте субъектов Российской Федерации, так и их содержание с позиции выявления сформированных правовых институтов, механизмов правового регулирования отношений в области охоты. Иными словами, для создания законодательства об охоте на федеральном уровне важно учесть все положительные стороны законов субъектов Российской Федерации, а равно обратить внимание на коллизии и иные недостатки с целью их устранения и формирования условий, исключающих возможность повторения. [9]

Система законодательства Российской Федерации представлена законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Законы должны регулировать наиболее важные основополагающие общественные отношения и содержать нормы первичного, исходного характера и в основном прямого действия.

Иные нормативно-правовые акты должны приниматься в развитие и во исполнение законов, должны детализировать и конкретизировать их положения.

Итак, в рассмотренной ситуации на федеральном уровне действует комплекс подзаконных нормативных правовых актов, на региональном - имеются многочисленные примеры создания собственных законодательных актов об охоте и охотничьем хозяйстве. В последних отсутствует единство подходов к решению проблемы регулирования отношений по охоте, нередко эти законы противоречат общим тенденциям, заданным в федеральных подзаконных нормативных правовых актах об охоте, а также специальному федеральному законодательству (о животном мире, о налогах и сборах). Очевидно, что сложившееся положение требует пристального внимания законодателя, скорейшего формирования необходимого массива правовых норм, форма объединения которых уже задана действующим законодательством - это должен быть федеральный закон.


Заключение


Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере использования объектов животного мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно - оздоровительную. Экономическое значение охоты - в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение - в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно - оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Животный мир - самостоятельный природный ресурс. Животные, отнесенные в установленном порядке к объектам охоты, или охотничьи животные - его составная часть. Поэтому порядок предоставления права пользования объектами охоты должен быть урегулирован именно отдельным законом, а не земельным, лесным и водным законодательствами.

В завершении работы хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правового аспекта в области охоты. Важнейший структурный недостаток законодательства в рассматриваемой сфере - отсутствие фундаментального акта, имеющего высшую юридическую силу, прямое действие, консолидирующего все законодательство - закона об охоте. Правовая база данной отрасли экологического права еще далека от совершенства. Хотелось бы выразить надежду, что в дальнейшем пробелы будут ликвидированы.


Список литературы


1.                 ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред. от 14.03.2009)"О животном мире".

2.                 "Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994).

3.                 Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №18 (ред. от 25.02.2009)"О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".

4.                 Комментарий к ФЗ "О животном мире" (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова - М.: Юстицинформ, 2002.

5.                 Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) А.Ю. Пуряева - М.: Юстицинформ, 2007.

6.                 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2009.

7.                 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова. - М.: Норма-инфра, 1999.

8.                 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Юрист, 1996.

9.                 Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. - М.: Юрист, 2001. с.93-94.

10.            Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов РФ. // Экологическое право, №5, 2006.

11.            Извеков Ю. Использование объектов животного мира. // Законность, №2, 2005.



[1] «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994), п. 4.

[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России.- М.: Юрист, 1996, с. 51.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова. – М.: Норма-инфра, 1999.

[4] Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. – М.: Проспект, 2009.

[5] Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №18 (ред. от 25.02.2009) Правила «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», п. 4.

[6] Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. – М.: Юрист, 2001, с.93-94.

[7] «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994), п. 13.

Извеков Ю. Использование объектов животного мира.// Законность, №2, 2005.

[9] Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов РФ. // Экологическое право, №5, 2006.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты