Правовое регулирование товарного знака
Лекция 3. Правовое регулирование товарного знака
Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, - является участником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.
Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.
Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после его государственной регистрации в порядке, установленном вышеназванным Законом, или в силу международных договоров РФ. В настоящее время регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, т.е. документ, удостоверяющий приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Владелец товарного знака имеет единоличное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.
Нарушением исключительного права правообладателя является использование без его разрешения на товарах, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении аналогичных или однородных товаров.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные, звуковые и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном сочетании.
Согласно ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускается регистрация в качестве товарных знаков:
1. обозначений, не обладающих различительной способностью;
2. обозначений состоящих только из элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и время их производства или сбыта;
- представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;
- официальных названий государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций;
- официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличий или сходных с ними до степени смешения обозначений.
Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.
3. обозначений:
- являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К ним относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности;
- противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и т.д.).
4. обозначений, тождественных или сходных до степени смешения:
- с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;
- с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ;
- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров;
- с наименованием мест происхождения товаров, охраняемых в соответствии с Законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.
5. обозначений, тождественных:
- охраняемому в РФ фирменному наименованию (или их части), в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые принадлежат другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак;
- названию известных в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы и искусства, персонажу из них или цитате, произведению искусств или их фрагментам без согласования с обладателем авторского права или его правопреемниками;
- фамилии, имени, псевдониму и производному от них обозначению, портрету и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников.
Заявка на регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. №32.
Регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет, по истечении этого срок действия регистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.
Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Коллективный товарный знак предназначен для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и обладающих едиными или иными общими характеристиками.
Назначение коллективного знака заключается в том, чтобы облегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров, связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь внимание потенциальных покупателей к товарам каждого из участника объединения, поскольку предполагает одинаковый уровень качества этих товаров.
Товарный знак может быть признан общеизвестным. В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его регистрации или в силу международного договора РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лица дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.
Согласно п. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности товарный знак, признанный общеизвестным, может служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарного знака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам и действует бессрочно. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации определены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 38.
Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, как к товарным знакам.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по правовому режиму. Различаются лишь объекты маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг.
Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначение может быть заявлено для одного или нескольких классов услуг:
класс 35 - «Реклама»,
36 - «Страхование и финансирование»,
37 - «Строительство и ремонт»,
38 - «Связь»,
39 - «Транспортирование и хранение»,
40 - «Обработка материалов»,
42 - «Разное».
Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.
Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).
Страницы: 1, 2