Ч. 3 ст. 112 ТК РФ гласит: «Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере».
Часть 3 статьи 112 ТК РФ является новой для ТК. Ее содержание соответствует международным нормам в области труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые благоприятные условия труда. В число этих условий входят отдых, досуг, разумные ограничения рабочего времени и оплачиваемый периодичный отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни (п. «d» ст. 7 Пакта). Наряду с указанным Пактом вознаграждение за работу в праздничные дни получило закрепление в Европейской социальной хартии (в ред. 1996 г.).
Согласно Хартии государства, являющиеся членами Совета Европы и подписавшие Хартию, в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда обязуются устанавливать оплачиваемые праздничные дни (п. 2 ст. 2 ч. II Хартии).
Также вышеуказанная статья 112 ТК РФ закрепляет норму, которая предусматривает, что нерабочие праздничные дни не должны влиять на заработную плату работника, получающего оклад (должностной оклад). К сожалению, эта норма, являющаяся гарантийной для этой категории работников, не включает подобного рода гарантии для работников, труд которых оплачивается в иных формах. Представляется, что в отношении этой категории работников указанные вопросы должны быть урегулированы коллективным договором либо непосредственным соглашением работника и работодателя.
Правительство РФ имеет право Правительства РФ переносить выходные и нерабочие праздничные Дни. Нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее, чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии их официального опубликования не позднее, чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни по общему правилу запрещена. Работники могут быть привлечены к работе в установленные для них выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия и в установленных законом случаях. К числу таких случаев законодатель относит необходимость выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее структурных подразделений либо индивидуального предпринимателя. Это, например, неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы и т.п.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
В статье 113 ТК РФ перечислены случаи, когда привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается без их согласия. Перечень этих случаев является исчерпывающим.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Работники творческого труда и профессиональные спортсмены привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ. В отличие от ранее действовавшего порядка в настоящее время эти перечни должны устанавливаться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Статья 113 ТК РФ определяет основной круг работ, производство которых допускается в нерабочие праздничные дни. В этот круг включены работы по следующим признакам: невозможность приостановки по производственно-техническим условиям, необходимость обслуживания населения, а также неотложность ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Представляется, что круг этих работ носит ограничительный характер и расширительному толкованию не подлежит.
Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом указанные лица должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере по правилам, установленным в ст. 153 ТК РФ. По желанию работника, работавшего в указанный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха, а работа в этом случае оплачивается в одинарном размере.
Оплата труда работников творческого труда и профессиональных спортсменов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации.
2.5 Отпуска: разновидности, их оплата. Способы исчисления отпускного периода. Локальное нормотворчество
Правовое регулирование отпусков является ярким отражением сложного процесса поиска баланса между интересами работников, работодателей и государства. К сожалению, на фоне отсутствия научной концепции развития законодательства об отпусках изменения в их правовом регулировании на сегодняшний день происходят стихийно.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует общее универсальное определение отпуска. Это обусловлено многофункциональным характером этого явления, разницей в правовом статусе субъектов, обладающих правом на его получение, различием в основаниях и порядке его предоставления[11].
Так, нельзя сказать, что отпуск – это явление, присущее исключительно трудовым отношениям. Законодательство об образовании предусматривает возможность предоставления академического отпуска учащимся профессиональных образовательных учреждений; правом на отпуск обладают адвокаты, нотариусы, военнослужащие, а также лица, проходящие военную службу по призыву; не лишены подобного права и лица, отбывающие уголовные наказания.
Отпуска могут иметь разное целевое назначение: одни предполагают реализацию права на отдых; другие преследуют цель восстановить здоровье работника; третьи направлены на осуществление государственных или общественных обязанностей, четвертые предоставляются для ухода за детьми и т.д.
Среди отпусков выделяют оплачиваемые и неоплачиваемые, длительные и краткосрочные, обязательные и не обязательные для предоставления со стороны работодателя и т.д.
Признаками, объединяющими все виды отпусков, являются неразрывная связь с профессиональной деятельностью, закрепление права на отпуск и правил его предоставления в соответствующих нормах, освобождение от выполнения трудовых обязанностей в течение нескольких дней подряд, сохранение на весь указанный период места работы (должности).
Отпуск обладает одной особенностью, отличающей его от всех иных видов времени отдыха, - это его длительность. Традиционно в науке трудового права отпуска определяются как «время непрерывного отдыха в течение нескольких дней подряд». На сегодняшний день с формально-юридической точки зрения в законодательстве отсутствует легальное определение отпуска как длительного времени; минимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы законом тоже не установлена. Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время в отечественном трудовом праве нет норм, прямо или косвенно запрещающих пользоваться в подобных случаях конструкцией краткосрочного (одно-, двух, трехдневного) отпуска.
Российское трудовое законодательство не стоит на позициях признания правового регулирования отпусков единым правовым институтом. Каждая разновидность отпуска регулируется отдельно, основываясь, как правило, на собственном нормативном материале. Глава 19 «Отпуска» ТК РФ регулирует только общий порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных) и отпусков без сохранения заработной платы. Целевые отпуска (учебный, для выполнения государственных или общественных обязанностей, для следования к месту отдыха и обратно) имеют самостоятельную правовую регламентацию.
Вместе с тем некоторые нормы трудового права оперируют понятием отпуска как обобщающим, обозначающим любой из его видов. Так, в нормах ч. 6 ст. 81 и ч. 3 ст. 193 ТК РФ используется понятие «отпуск» без уточнения его вида. Под отпуском в данных случаях понимается любая его разновидность, предусмотренная нормами трудового права или условиями договоров о труде, включая учебные, отпуска без сохранения заработной платы и др. Судя по положениям п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2006) [12] (далее – Постановление от 17.03.2004 № 2), такой же позиции придерживаются и суды Российской Федерации.
В то же время отнесение отпуска к определенной разновидности имеет важное практическое значение. Ежегодные основные и некоторые дополнительные отпуска преследуют цель восстановления энергетического потенциала работника, его трудоспособности, поддержания нормального уровня его жизнедеятельности. Данная цель может быть реализована в любой момент, и с течением времени ее значение не утрачивается, поэтому если трудовой отпуск своевременно не был использован, право на него у работника сохраняется.
Между тем отпуска определенного целевого назначения актуальны только в момент возникновения конкретного обстоятельства. Нереализованное по каким-либо причинам право работника на целевой отпуск восстановлению не подлежит.
Например, если работнику не был предоставлен учебный отпуск в сроки, обозначенные в справке-вызове образовательного учреждения, право на его использование в другое время у работника не возникает.
Аналогичным образом решается вопрос о возможности предоставления в другое время отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.п.
Перенос целевых отпусков на иное время невозможен даже при наличии соглашения между работником и работодателем.
К сожалению, законодатель не провел четкой границы между целевыми отпусками и отпусками иных видов. В нормативных правовых актах отсутствует перечень целевых отпусков; нет в них, как правило, и прямого указания на назначение конкретных отпусков. Особую сложность вызывает вопрос о суммировании между собой и перенесении на другой год отпусков «условного» целевого назначения. Цель предоставления таких отпусков в законе прямо не названа, она лишь подразумевается; время достижения этой цели не имеет четко обозначенных границ и, как правило, ограничивается пределами одного года.