В пределах до 35 календарных дней конкретная продолжительность такого дополнительного отпуска должна устанавливаться коллективным или трудовым договором. Использование в части второй ст. 7 Закона «Об отпусках» именно союза «или» означает, что коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование продолжительности дополнительного рассматриваемого в данном пункте комментария отпуска должно осуществляться в соответствии с общим правилом ст. 5 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», которым запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективными договорами.
Критериями, на основании которых должна определяться конкретная продолжительность дополнительного отпуска, предоставленного за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в коллективном или трудовом договоре, являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и время занятости работника в таких условиях. В настоящее время действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины. Хотя этот акт утвержден в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» и не был непосредственно ориентирован на определение продолжительности ежегодного дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, все-таки его следует применять при отсутствии другого. Непосредственным правовым основанием для определения продолжительности дополнительного отпуска по рассматриваемому основанию являются Показатели и критерии условий труда, по которым будут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанным с негативным воздействием на здоровье вредных производственных факторов (далее для краткости - Показатели и критерии). Этот нормативный акт определяет продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от вида вредных производственных факторов, класса, условий и характера труда. Продолжительность дополнительного отпуска в Показателях и критериях определена на основании Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной сферы, тяжести и напряженности трудового процесса). Гигиеническая классификация утверждена приказом Министерства здравоохранения от 27 декабря 2001 года № 528, однако в Министерстве юстиции не регистрировалась.
Содержание Показателей и критериев свидетельствует о том, что они не допускают учета других факторов при определении продолжительности дополнительного отпуска. Тем самым, в них пока что не учтено положение части второй ст. 7 Закона «Об отпусках», предписывающее при определении конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска учитывать не только результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, но и время занятости работников в таких условиях. Исправить эту ситуацию на предприятии практически довольно сложно, поскольку учет занятости работников в условиях, дающих основания для дополнительного отпуска, нарушил бы всю систему показателей и критериев. Только в отдельных случаях в связи с постоянной занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда можно было бы устанавливать несколько дополнительных дней отпуска с учетом времени занятости в таких условиях.
Указанные нормативные акты создают достаточное юридическое основание для проведения аттестации рабочих мест и определения на ее основе продолжительности дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все-таки Кабинет Министров при утверждении упомянутого Списка установил, как правило, максимальную, а в отдельных случаях - фиксированную продолжительность отпуска. Поскольку это правило не вполне соответствует закону, предприятия при условии соблюдения правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определение продолжительности дополнительного отпуска и юридическое закрепление этого в коллективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти от продолжительности дополнительного отпуска, установленного Кабинетом Министров.
И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, предписывает: «В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность, указанную в Списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницы за счет собственных средств предприятия». Это положение, на наш взгляд, не должно применяться по двум причинам:
1) оно не соответствует части второй ст. 7 Закона «Об отпусках», предоставляющей сторонам коллективного (трудового) договора безусловное право определять продолжительность отпуска в соответствии с результатами аттестации рабочих мест;
2) вопрос об источниках расходов предприятия-плательщика налога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительно Законом «О налогообложении прибыли предприятий» (ч. 5.10 ст. 5). Эти отношения не могут регулироваться даже нормами Кодекса законов о труде, не говоря уже о рассматриваемом подзаконном акте. Поэтому определение в названном Порядке источников расходов на оплату дополнительного отпуска юридической силы не имеет. И как положение методического характера оно на законе не основывается.
При утверждении указанного Списка Кабинет Министров в ряде случаев внес в него работы и должности с указанием «постоянно занятый», «постоянно работающий». С учетом этого Министерство труда и социальной политики при утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, вынуждено было установить: «Если в Списке указано «постоянно занятый» или «постоянно работающий», в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда, включаются только те дни, когда работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников этих производств, цехов, профессий и должностей». Это правило, как и указание в Списке на постоянно занятых, постоянно работающих, не соответствует, на наш взгляд, п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, включается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно, применению подлежит Закон, а не названные подзаконные акты.
П. 1 части первой ст. 8 Закона «Об отпусках» предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья. Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.
В этом Списке также в некоторых случаях предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска по рассматриваемой причине только постоянно работающим (занятым), в то время как п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках» устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска включается время фактической работы во вредных и тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии или должности. Такое же, как и в названном Списке, правило повторяется в Порядке применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий между законом и подзаконными актами должна применяться норма Закона «Об отпусках».
Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятости работника в таких условиях[9,с201].
Критерий дифференциации продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда законом установлен такой, который не позволяет достаточно обоснованно дифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников. Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занято в условиях, дающих право на дополнительный отпуск за особый характер труда. Поскольку другие критерии для дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, имеющим максимальный показатель по критерию дифференциации продолжительности дополнительного отпуска (стопроцентная занятость в соответствующих условиях), пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35 календарных дней.
В таких условиях Кабинет Министров в указанном выше Списке установил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы для соответствующих производств, работ, профессий и должностей. С точки зрения обычной логики Кабинет Министров совершенно прав. Однако, установив конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда для каждого производства, каждой работы, профессии, вида должностей, Кабинет Министров все-таки, по нашему мнению, несколько отступил от правила части второй ст. 8 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым конкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором.
Определять продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда в коллективных договорах все-таки совершенно необходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списком, следует использовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом от продолжительности такого отпуска, указанной в Списке, в сторону увеличения представляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплату времени отпусков большей продолжительности чем установленная законодательством, относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.
Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда является отпуск, предоставленный работникам с ненормированным рабочим днем.
Списки должностей, работ и профессий, работа по которым предоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, определяются соглашениями и коллективными договорами.[11,с 27-28]
Cписки, внесенные в коллективные договоры, могут дополнять списки, внесенные в отраслевые и региональные соглашения, однако не могут их сужать.
Соглашениями не может определяться продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам с ненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективными или трудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в нем продолжительность отпуска за особый характер труда (ненормированный рабочий день) в трудовой договор можно включить условие о большей продолжительности дополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако о меньшей - нельзя.