Единицей времени для оплаты труда могут быть выбраны час, день, месяц. В зависимости от этого применяется и соответствующий вид тарифной ставки, которая может быть часовой, дневной либо месячной (оклад). Выбор того или иного ее вида для оплаты труда рабочих обусловлен тем, какие виды норм труда применяются на данном предприятии. Если они выражаются в форме сменного задания (например, в угольной промышленности, сельском хозяйстве), то для оплаты применяются дневные тарифные ставки.
На современном этапе четко прослеживается тенденция возрастания значения часовой тарифной ставки. Это связано с тем, что, во-первых, оплата труда в большинстве отраслей народного хозяйства производится на основе таких ставок; во-вторых, на основе именно часовой тарифной ставки определяются размеры доплат, гарантированных работнику действующим законодательством (при сокращенном рабочем времени в связи с вредными условиями труда, при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д.); в-третьих, все более настойчивыми стали предложения, вносимые законодателю, о придании часовой ставке значения социального стандарта при установлении государством гарантированного минимального размера оплаты труда.
Часовую тарифную ставку следует отличать от часового среднего заработка, используемого для исчисления среднего заработка конкретного работника в организациях, где применяется суммированный учет рабочего времени.
Размеры всех видов тарифных ставок (часовых, дневных и месячных) повышаются в зависимости от сложности выполняемых работ, а также условий труда и его напряженности. Дифференциация размеров тарифных ставок в зависимости от напряженности труда выражается в установлении более высоких размеров тарифных ставок для оплаты труда равной сложности, требующего повышенных трудовых затрат. Такая дифференциация реализуется через систему оплаты труда. Для оплаты напряженного труда применяется сдельная система, предусматривающая более высокий размер тарифных ставок по сравнению с размером ставок при повременной системе оплаты труда. Однако в настоящее время широкое распространение получает применение тарифных ставок рабочего-сдельщика и для оплаты труда рабочего-повременщика. Это вызвано тем, что часто работы, оплачиваемые повременно, требуют не меньше трудовых затрат, чем оплачиваемые сдельно, поскольку применяемые в производстве технологические процессы задают жесткий режим работы оборудования, что, в свою очередь, связано с высокой интенсификацией труда тех, кто это оборудование обслуживает.
Решение вопроса об оплате труда рабочих на основе месячных ставок (окладов) отнесено к компетенции организаций, которые самостоятельно утверждают перечни профессий рабочих, труд которых подлежит оплате на основе окладов, с указанием их размеров. Такие перечни могут быть оформлены и в виде приложений к коллективному договору.
Применение месячной тарифной ставки (оклада) имеет широкое распространение и при оплате труда рабочих таких профессий, норма труда которых выражается лишь в форме общеобязательной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (например, работники охраны, лифтеры, уборщики и др.).
6. Размеры тарифных ставок возрастают по мере повышения сложности выполняемой работы. Соотношение между ними в зависимости от разряда выполненной работы определяется посредством применения тарифного коэффициента, указываемого в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Начиная со второго разряда он возрастает и достигает своей максимальной величины для последнего, самого высокого, разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов принято называть диапазоном тарифной сетки.
Таким образом, тарифная сетка наряду с тарифной ставкой является важным элементом тарифной системы. Тарифная сетка - это шкала, разбитая на разряды, которая позволяет определить размер тарифной ставки для оплаты труда рабочих в зависимости от сложности выполняемых работ и их квалификации путем умножения тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент.
7. Для определения степени сложности многообразных видов работ, выполняемых рабочими, в тарифную систему введен и такой элемент, как тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Он позволяет руководствоваться едиными критериями при определении сложности выполняемой работы и присвоении ей соответствующего разряда. С учетом требований, предъявляемых к рабочему, выполняющему (или способному выполнять) виды работ определенной степени сложности, решается вопрос о присвоении ему определенного разряда. Эти требования фиксируются в тарифно-квалификационном справочнике путем четкого указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки, необходимые для выполнения работы данной степени сложности, он должен иметь. В настоящее время применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный в 1985 г. Он составлен по видам производств, независимо от отраслевой принадлежности предприятия, организации, где имеются соответствующие производства и выполняются указанные в нем виды работ. В ЕТКС постоянно вносятся изменения и дополнения. Тарификация работ и присвоение разрядов производятся также и на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих утверждены Постановлением Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. N 32 (Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 7).
В Тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения и кооперации труда.
Во исполнение ст. 57 и 43 ТК принято Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399), в соответствии с которым Минтруда РФ (в настоящее время - Минздравсоцразвития РФ) совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, поручены разработка и утверждение Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и Порядка их применения. В п. 1 данного Постановления внесены изменения, и он изложен в новой редакции (см. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 766 // СЗ РФ. 2003. N 52. Ст. 5066). Указанный пункт предусматривает, что ЕТКС работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций и их структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность подчиненного персонала, техническая вооруженность и др.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно-квалификационных характеристик устанавливается аттестационной комиссией согласно действующим положениям о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Другим элементом системы тарифов является нормативный акт, закрепляющий тарификацию должностей служащих. Она дана в форме утвержденных Разрядов оплаты труда ЕТС по общеотраслевым должностям служащих (см. Постановление Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. N 32 // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 7. С. 2).
Тарифно-квалификационные справочники, как и тарифную систему в целом, следует отнести к числу гарантий реализации каждым права на равную оплату за труд равной ценности. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До вступления в силу Кодекса ранее принятые тарифно-квалификационные справочники были обязательными для организаций, финансируемых из бюджета, а для других организаций они носили рекомендательный характер. Статья 143 ТК предусматривает тарификацию разрядов работников на основе этих справочников во всех организациях.
8. Единая тарифная сетка (ЕТС) была введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. (САПП РФ. 1992. N 8. Ст. 503) Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 (САПП РФ. 1992. N 16. Ст. 1253; 1993. N 2. Ст. 109; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 897). Принимая данное Постановление, Правительство сочло необходимым упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения ЕТС; осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Кроме того, Постановление предусматривало, что применение ЕТС является обязательным для всех организаций, находящихся на бюджетном финансировании, которым в то же время было предоставлено право самостоятельно определять виды и размеры надбавок и доплат, других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ЕТС.
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 767 (СЗ РФ. 2003. N 52. Ст. 5067) внесло изменение в Постановление от 14 октября 1992 г. N 785, в соответствии с которым Министерство труда и социального развития РФ по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти относило к разрядам оплаты труда ЕТС другие должности, не предусмотренные приложениями N 2 и 3 к данному Постановлению. Кроме того, указанное Министерство по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти устанавливало разряды оплаты труда ЕТС для работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам. Единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов. По мере увеличения разряда увеличивается и размер оклада (ставки). Диапазон ЕТС менялся неоднократно: первоначально он составлял 10,07, с 1 апреля 1999 г. - 8,23, с 1 января 2001 г. - вновь 10,07.
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4150) установил с 1 января 2001 г. тарифную ставку первого разряда ЕТС в размере 132 руб. в месяц, а с 1 декабря 2001 г. - в размере 450 руб. в месяц. Данный Закон дополнен новым абзацем: "с 1 октября 2003 г. - в размере 600 рублей в месяц" (Федеральный закон от 1 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3819). О минимальном размере оплаты труда с 1 января 2005 г., с 1 сентября 2005 г. и с мая 2006 г. - см. комментарий к ст. 133.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10