Уголовное дело может быть возбуждено при наличии законных поводов и достаточных оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 140 УПК РФ: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Такую информацию, как правило, получают при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля, при проверке документов, досмотре транспорта, грузов, личном досмотре. Анонимные заявления, сообщения по телефону лица, отказавшегося назвать себя, не являются поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому все полученные сотрудниками таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, сотрудниками органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий фактические данные, на основе которых можно установить какое-либо обстоятельство, имеющее значение для дела, являются доказательствами совершения преступления.
Источники получения фактических данных закон (глава 10 УПК РФ) делит на следующие виды: протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу об административном таможенном правонарушении или при его рассмотрении; объяснения лица, привлекаемого к ответственности за административное таможенное правонарушение; объяснения свидетелей; заключение эксперта; вещественные и письменные доказательства, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. Получив заявление или сообщение, должностное лицо органа внутренних дел или таможенного органа по распоряжению начальника в трехдневный срок проводит проверку фактов, свидетельствующих либо о нарушении таможенных правил, либо о преступлении. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 10 дней. Проверка проводится в основном методами таможенного контроля (досмотра, проверки документов и т.д.), путем получения объяснений, истребования необходимых документов. В ходе проведения проверки должностное лицо направляет поручение с копиями транспортных, товаросопроводительных документов, иных документов, необходимых для таможенных целей и для таможенного контроля, в отдел таможенных платежей соответствующего таможенного органа для определения стоимости контрабандного товара. Эта стоимость определяется на основе таможенной стоимости товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе"[3].
В соответствии с Законом РФ N 5003-1 "О таможенном тарифе" применяется шесть методов определения таможенной стоимости, а их применение возможно только в определенной последовательности: каждый последующий метод применяется только тогда, когда невозможно использовать предыдущий.
При решении вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела по данному виду преступления следует руководствоваться примечанием к ст. 169 УК РФ. Проверка полученного заявления (сообщения) также должна проводиться с привлечением сил и средств оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с действующим законодательством[4] таможенными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, согласно правилам конспирации могут применяться: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК (ст. 89 УПК РФ). Результаты, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, являются ориентирующей информацией для дознавателя и следователя, оказывая существенную помощь в обнаружении и собирании доказательств. Предметы и документы, обнаруженные оперативным путем, могут рассматриваться как доказательства лишь постольку, поскольку после их физического обнаружения последовала предусмотренная в УПК РФ процедура процессуального собирания и закрепления этих доказательств. В то же время Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 разъяснил, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании решения суда, могут рассматриваться в суде в качестве доказательств по уголовному делу.
Результаты проверки докладываются начальнику органа дознания рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапорт составляется должностным лицом, непосредственно обнаружившим признаки преступления в соответствии со ст. 143 УПК РФ. В рапорте указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего рапорт; необходимые для принятия процессуального решения сведения о привлекаемом к ответственности лице, в действиях которого усматриваются признаки преступления; место, время совершения и существо признаков совершенного или готовящегося преступления; статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за совершение преступления; фамилии, адреса и паспортные данные свидетелей, если они имеются; объяснения лица, задержанного за совершение действий с признаками преступления; сведения о товарах, транспортных средствах, документах и иных предметах, изъятых на основании ст. ст. 176, 177 и 180 УПК РФ (изъятие производится на основании протокола осмотра места происшествия, копия которого вручается лицу, у которого произведено данное изъятие, либо его законному представителю или защитнику); иные сведения, необходимые для принятия решения в соответствии с требованиями УК РФ и УПК РФ. Рапорт подписывается составившим его должностным лицом. До возбуждения уголовного дела (ст. 146 УПК РФ) дознаватель таможенного органа может произвести также осмотр места происшествия, освидетельствование и назначить судебную экспертизу. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Уголовное дело считается возбужденным с момента получения согласия прокурора на его возбуждение в соответствии со ст. 146 УПК РФ.
В деле повышения эффективности мер по противодействию совершению контрабанды значимую роль играет надлежащее оперативно-розыскное сопровождение расследуемых уголовных дел. При осуществлении оперативно-розыскного сопровождения расследования контрабанды получение доказательств в рамках уголовного процесса исключает непосредственное восприятие и фиксацию преступных действий производящим предварительное следствие лицом. Специфика же получения оперативно-розыскной информации допускает такую возможность. Данные, получаемые при проведении оперативно-розыскных мероприятий, весьма неоднородны: часть из них может служить лишь ориентирующей информацией, помогающей выработать верное направление решения задач оперативно-розыскной деятельности, отбросить ложные версии; другая же часть после проверки процессуальным путем может стать доказательствами.
2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по делам о контрабанде
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П сформулировал правовые позиции о квалификации деяний по контрабанде[5].
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по делу гражданки М.А. Асламазян стало нормативное положение ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации, как позволяющее - во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 данного Кодекса - при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которая законом разрешена для ввоза в Российскую Федерацию без декларирования таможенному органу.
Конституционный Суд Российской Федерации полностью согласился с доводами гражданки М.А. Асламазян и указал, что конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется также дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П). Соответственно, меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Именно поэтому Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6); при этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного данным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).
Согласно ст. 16.4 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ) недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. При этом, поскольку единовременный ввоз физическими лицами иностранной валюты и валюты Российской Федерации законом не ограничивается и взимание каких-либо таможенных сборов и платежей не предусматривается, обязанность декларирования возникает только при ее перемещении через таможенную границу Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США.
Следовательно, сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики, т.е. как деяние, представляющее общественную опасность, равно как не считается представляющим общественную опасность и имеющим противоправный характер единовременный недекларируемый ввоз в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами наличной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 долларов США. Противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недекларируемый ее ввоз лишь в сумме, сверх разрешенной законом. При этом уголовная ответственность в отличие от административной ответственности установлена для случаев ввоза в Российскую Федерацию непродекларированной или недостоверно продекларированной валюты в крупном размере (ст. 188 УК Российской Федерации), т.е. повышенную общественную опасность, обусловливающую введение уголовной ответственности, представляет только неконтролируемое перемещение валюты в размере, существенно превышающем законодательно установленный эквивалент суммы, разрешенной к недекларируемому ввозу.