Правовой режим использования и охраны вод

• проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;

• своевременно вносить плату за водопользование и др.


3. Правовая охрана вод


Сохранение вод рассматривается как одна из важнейших проблем охраны окружающей среды. Это объясняется жизненно важным значением данного природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к усиливающемуся воздействию человека на окружающую среду.

В Республике Беларусь реально отмечается практически общерегиональное ухудшение качества воды, особенно поверхностных источников. Очистке подвергается значительная часть бытовых и производственных сточных вод. Однако далеко не все города, не говоря уже о сельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не везде обеспечивается должный эффект очистки. В реки и водоемы республики поступает ежегодно около 70 млн м3 загрязненных сточных вод. Вклад смывов загрязняющих веществ талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий по объему биогенных и органических веществ, нефтепродуктов достигает 50-60% от общего поступления этих веществ в водные источники [8, с.218].

В природных водах в недопустимых пределах отмечается присутствие тяжелых металлов (меди, никеля, хрома и др.). Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источники пресной воды, затронувшей не только поверхностные воды (реки, озера) и сопровождающейся эвтофикацией, деградацией, формированием опасных донных отложений, но а подземные воды. Качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПин по химическим показателям и около 6% - по микробиологическим [8, с.218]. В местах концентрированной техногенной нагрузки (города, животноводческие комплексы) отмечаются случаи загрязнения глубоких подземных вод, на которых в основном базируется коммунально-бытовое водоснабжение городов.

Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения к истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия.

Правовое регулирование охраны вод осуществляется Водным кодексом Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. № 2001 «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения» (в ред. от 14 ноября 2008 г. № 1715) и другими нормативными правовыми актами.

Правовой основой охраны вод (водных объектов) являются положения статьи 69 Водного Кодекса, в соответствии с которой все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.

Под загрязнением вод (водных объектов) понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды. При этом антропогенное изменение физико-химического состава вод должно достигнуть уровня, который представляет опасность для здоровья людей, рыб и животного мира, для промышленного и сельскохозяйственного использования вод. Загрязнение вод может наступить в результате сброса в водные объекты производственных, бытовых и иных отходов, животноводческих комплексов, удобрений и ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, радиоактивных веществ и отходов и т. д.

Засорение вод (водных объектов) представляет собой накопление в водных объектах посторонних предметов. Оно может наступать вследствие сброса в воды строительного мусора, твердых промышленных, бытовых отходов, затонувшей древесины и т. д.

Истощение вод (водных объектов) - это устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод. Уменьшение запасов воды может происходить по причине бесхозяйственного использования вод, уничтожения водоохранных лесов, нарушения правил забора воды для полива, использования прибрежных земель и т. д. [8, с.220]

Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод.

Владельцы средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов.

Юридические и физические лица обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водных объектов производственными, бытовыми и другими отходами, отбросами и выбросами, а также нефтяными, химическими продуктами и иными продуктами, которые могут повлечь ухудшение физических, химических и биологических показателей качества вод.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии со статьей 76 Водного кодекса Республики Беларусь.

Водным законодательством установлено, что для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранная зона - территория, прилегающая к руслам водотоков или акваториям водоемов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира [8, с.221].

В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности, который регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в ред. от 21 июля 2008 г. № 1049), другими нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с указанным Положением в водоохранных зонах устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности, которая должна осуществляться с соблюдением мероприятий, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение вод. В пределах границ водоохранных зон запрещаются:

• применение пестицидов, внесение минеральных удобрений авиационным методом;

• размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения и подземных вод;

• размещение складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры пестицидами, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов в портах, судоремонтных заводах и предприятиях водных путей), а также других объектов, способных вызывать химическое загрязнение поверхностных и подземных вод;

• устройство объектов размещения отходов, за исключением санкционированных мест временного содержания отходов по согласованию с территориальными органами Минприроды;

• удаление объектов растительного мира без утвержденных проектов благоустройства и озеленения, за исключением санитарных рубок, а также разрешенных рубок, обеспечивающих безопасность движения водного и наземного транспорта, и иные действия, предусмотренные законодательством о растительном мире и законодательством о государственной границе;

• мойка транспортных средств вне установленных мест;

• строительство и реконструкция сооружений и коммуникаций для очистки сточных вод, зданий, автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания и мойки механических транспортных средств, гаражей и иных мест для постоянного хранения этих транспортных средств, а также размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов, производство земляных, дноуглубительных, мелиоративных и буровзрывных работ, добыча полезных ископаемых и водных растений без согласования с территориальными органами Минприроды.

В водоохранной зоне подлежат благоустройству существующие промышленные, сельскохозяйственные и иные объекты, населенные пункты, места водопоя скота, предусматривается централизованная канализация, отвод и очистка сточных вод, устройство водонепроницаемых выгребов.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима, которые рассматриваются как часть территории водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной деятельности по отношению к режиму хозяйственной деятельности, установленному на всей водоохранной зоне [8, с.223].

В пределах границ прибрежных полос дополнительно к указанным выше ограничениям запрещаются:

• применение всех видов удобрений;

• выпас скота и организация летних лагерей для него;

• строительство зданий и сооружений, за исключением строительства водозаборных и водорегулирующих сооружений, объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта, мостовых переходов, инженерно-технических сооружений пограничных войск в пределах пограничной полосы, осуществление работ по содержанию и техническому обслуживанию уже существующей застройки, проведение ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию каналов, водозаборных и водорегулирующих сооружений, мостов и внутренних водных путей и иных видов работ, связанных с обслуживанием и эксплуатацией объектов, работы на которых не запрещены настоящим абзацем, при этом производственные базы для выполнения указанных работ должны размещаться за пределами границ прибрежных полос;

• проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (распашка земель, добыча полезных ископаемых и других), за исключением обработки земель для залужения, посева и посадки леса, а также случаев, когда работы, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, не запрещены;

• удаление объектов растительного мира, за исключением их удаления при проведении работ по содержанию пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий, а также в случаях проведения не запрещенных видов работ, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, и в иных случаях в соответствии с законодательством;

• ограждение до уреза воды земельных участков, переданных гражданам в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду;

• размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования судов маломерного флота за пределами отведенных для этих целей мест;

• заезд и стоянка механических транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных, специальных служб и пограничных войск;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты