Правовой режим особо охраняемых территорий

Земельное законодательство предусматривает выделение земель для рекреационных целей. К ним относятся выделенные в установленном порядке территории, занятые домами отдыха, санаториями, спортивно-оздоровительными базами, туристскими трассами, пионерскими лагерями и другими учреждениями отдыха.

Для рекреационных целей выделяются территории за пределами городской черты – пригородные зеленые зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения. Выделение земель рекреационного назначения производится по решению органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов; в республиках, входящих в состав Российской Федерации, – в порядке, устанавливаемом законодательством этих республик.

Территории, отведенные для пригородных зон, должны использоваться в соответствии с их назначением для природоохранных, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Земельный кодекс устанавливает, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению. На территории зеленых зон запрещено строительство, несовместимое с защитными, санитарно-гигиеническими функциями и целями отдыха.

Землями историко-кулътурного назначения признаются участки земли и территории, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, а также занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел, иного прикладного искусства. Памятники культуры и истории весьма разнообразны. Принято подразделять их на памятники истории, искусства, археологии, градостроительства и архитектуры и др. По своему значению для общенациональной культуры и истории выделяются объекты исторического и культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации, регионального и местного значения.

Для земель историко-культурного значения устанавливается особый режим. Для отдельных памятников культуры и истории земельные участки могут выделяться без изъятия их у землепользователей. Земельным кодексом не допускаются изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму.

2. Государственный земельный кадастр и его роль в государственном управлении единым земельным фондом. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельными ресурсами: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры[2]. Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

·         государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

·         государственного контроля за использованием и охраной земель;

·         мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

·         государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

·         землеустройства;

·         экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

·         установления обоснованной платы за землю;

·         иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Статья 13 Федерального закона РФ «О государственном земельном кадастре» устанавливает обязательный перечень (состав) документов, которые подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам – книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с принципами:

·         единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

·         непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

·         открытости сведений государственного земельного кадастра:

·         сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен также принцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков (ст. 7).

Этот принцип по содержанию вносит некоторое дополнение к п. 4 ст. 18 и п. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав на земельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона «О государственном земельном кадастре» об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указанных правовых норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках:

·         их кадастровые номера;

·         местоположение (адрес);

·         площадь;

·         категория земель и разрешенное использование земельных участков;

·         описание границ земельных участков, их отдельных частей;

·         зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

·         экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

·         качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

·         наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, при проведении государственного кадастрового учета земельный участок становится объектом правоотношений, объектом недвижимости. А после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок становится объектом определенного вещного права соответствующего субъекта, а также может быть объектом обязательственного правоотношения.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют в необходимом объеме информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Кадастровое деление территории РФ и присвоение кадастровых номеров земельным участкам осуществляются в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660.

Вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. В пределах кадастрового округа ведется государственный реестр земель кадастрового округа, являющийся составной частью Единого государственного реестра земель. Требования к кадастровому делению утверждены приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г.

Приказом Росземкадастра от 14 мая 2001 г. МаП/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации» на территории РФ создано 89 кадастровых округов, утверждены схема расположения кадастровых округов и перечень наименований и номеров кадастровых округов. Ведение государственных реестров земель кадастровых округов возложено на соответствующие территориальные органы Росземкадастра.

Задача

По решению областной администрации от 24 июня 2002 года коммерческой организации ООО «Строймаш» было предоставлено 30 га земли в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.

Правомерны ли действия областной администрации? Каков порядок предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование?

Порядок предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель отдельных видов организаций, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса.

Так в данном случае в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса земельный участок был предоставлен сроком на 5 лет, то следует признать действия администрации неправомерными.

Литература

1.                 Земельный кодекс РФ.

2.                 Федеральный закон «О государственном земельном кадастре».

3.                 Крассов О.И. Земельное право. Москва, 2005.

4.                 Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов. Москва, 2003.


[1] Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов. Москва, 2003.

[2] Крассов О.И. Земельное право. Москва, 2005.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты